понедельник, 29 ноября 2021
$

Кому кризис, а кому — война за рынок: в Прибалтику зашёл российский Wildberries

Автор фото: Беликов Валентин

Одна из крупнейших российских платформ электронной коммерции — Wildberries — начала торговать в Прибалтике. Почти одновременно на небольшой рынок Литвы, Латвии и Эстонии зашли и немецкие гиганты электронной торговли.

Экспансия на Запад

Прибалтийский рынок электронной торговли кроме того, что сам по себе маленький, ещё и достаточно тесный. Кроме местных игроков здесь конкурируют такие гиганты, как немецкие About You и Zalando. А недавно на рынок Литвы, Латвии и Эстонии пришла российская компания Wildberries, которая сразу предложила покупателям ассортимент из 50 тыс. брендов и 10 млн товаров. Одежда, аксессуары, обувь, детские товары, косметика, парфюмерия, игрушки, электроника, товары для дома, книги и множество другой продукции.
Каких-то специальных предложений для прибалтийского покупателя нет. Всё как и в России — можно найти как премиальные товары, так и товары в низком ценовом сегменте. Как пишет литовская деловая газета Verslo zinios, свою инфраструктуру в Прибалтике Wildberries пока не развивает. Онлайн-заказы доставляются в сотрудничестве с международными логистическими компаниями.
В настоящее время товары можно забрать в специальных партнёрских пунктах приёма. В Эстонии работает 270 таких пунктов, в Латвии 210 и 300 — в Литве. Заказать товар можно и с адресной курьерской доставкой.
Продукция из России в течение 8–10 дней после заказа поступает в специализированные пункты самовывоза. Стоимость пересылки — 7 евро, почти 580 рублей. Можно и быстрее, за 2–4 дня, но и заплатить придётся дороже.
Wildberries ранее уже объявлял, что в 2021 году планирует выход на 7 новых рынков: Латвии, Литвы, Эстонии, США, Германии, Франции и Италии.

Местные игроки растут

Ежегодно на российской платформе размещается более 2,3 млн заказов, а в прошлом — первом пандемийном году — рост продаж прыгнул на 74%, достигнув оборота в 6 млрд долларов США. Заказывать сегодня можно в 17 странах: кроме России, Белоруссии и Украины и упомянутых странах Прибалтики, в США, Франции, Италии, Испании, Германии, Польше, Словакии, Израиле, Казахстане, Кыргызстане и Армении.
В Прибалтике на российского игрока пока не смотрят с тревогой. Литовский эксперт по электронной коммерции Витаутас Воробьевас подчёркивает отсутствие физических складов Wildberries. Отправляя товары из России, учитывая все таможенные пошлины и другие процедуры, компания конкурирует с такими далёкими игроками, как AliExpress, считает он.
"На месте наших предпринимателей я бы излишне не беспокоился. Не думаю, что без инфраструктуры они смогли бы потягаться с такими местными игроками, как Pigu", — утверждает Воробьевас.
Pigu.lt — самая крупная платформа электронной торговли в Прибалтике, которая предлагает порядка 350 тыс. наименований товаров от 500 литовских и иностранных партнёров. В 2020 году продажи компании впервые превысили отметку в 100 млн евро. В Латвии платформа известна под брендом 220.lv, а в Эстонии — kaup24.ee.

Рынок заполняется

В июне 2021 года на прибалтийский рынок вышел один из лидеров интернет-торговли в ЕС, немецкая компания Zalando, в ассортименте которой товары от тысяч различных поставщиков, модных домов и ателье дизайна по всей Европе. От Topshop, до Marc Jacobs и Hugo Boss.
Эта платформа также пока не развивает в Литве, Латвии и Эстонии собственную инфраструктуру, а товары можно получить через партнёрскую сеть. В Литве пунктов получения товаров, кстати, меньше, чем у Wildberries. Zalando договорилась с местной службой доставки Itella, у которой по всей стране действует порядка 200 почтоматов. Это автоматические комплексы отправления и получения посылок, которые, как правило, установлены у торговых центров и магазинов.
Впрочем, у Zalando есть собственные склады в соседней Польше, а значит преимущество в скорости доставки заказанных товаров. Компания поставила перед собой цель до 2025 года продавать не менее 5% всей одежды в Евросоюзе.
В первом квартале 2021 года платформу посетили свыше 1,7 млрд раз. Это на 50% больше, чем за тот же период прошлого года. Доход от продаж в 2020 году составил 7,98 млрд евро. За год рост составил 23%. Причиной, как и во всей отрасли интернет-торговли, стала пандемия коронавируса и изменение привычек потребителей — всё чаще жители отдают предпочтение покупкам онлайн.
Ещё раньше свою экспансию на прибалтийский рынок начал главный европейский конкурент Zalando, также немецкая платформа, About You. Этот продавец тоже входит в число лидеров электронной коммерции и стоит на европейском рынке в одном ряду с Amazon, Asos и Ali Express. Выход на прибалтийский рынок весной 2020 года совпал с началом пандемии COVID-19.
По словам директора по развитию About You Фредерика Мооркампа, после запуска проекта в Литве, Латвии и Эстонии результаты действительно обнадёживают. В целом, даже в условиях пандемии, несущей дополнительные риски, выход на новые рынки был успешным.
В 2020 году объём продаж About You составил 3,5 млрд евро. Это на 52% больше, чем в 2019 году, когда платформа заработала 2,3 млрд евро. Ожидается, что за 2021 год объём продаж достигнет 4,7 млрд евро.