Ролевая модель города: знаменитые архитекторы о работе в Петербурге

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Об опыте работы в Петербурге "ДП" спросил у архитекторов с мировыми именами.

Я принимал участие в различных конкурсах в Петербурге: на проект Мариинского театра, Конгресс–центра Константиновского дворца, набережной Европы. Все проекты были очень увлекательными и интересными, однако больше всего сил и вдохновения я вложил именно в проект Мариинского театра. Новость о том, что мой проект не попал в шорт–лист, была для меня большим разочарованием. В этом проекте я увидел возможность связать через архитектуру великие театральные традиции России с изменившимся менталитетом после краха коммунистического режима и открытости Восточной Европы. Кроме того, Петербург очаровывает своей историей. Помимо неоспоримого таланта конкурентов, я всё же склоняюсь к тому, что основная причина моего поражения имела политический аспект.
Марио Ботта
руководитель Mario Botta Architetti (Швейцария)
Мы выиграли конкурс на проектирование "СКА Арены". Наш проект является примером того, как дизайн CoopHimmelb(l)au соответствует традициям уникальной эпохи русского конструктивизма, и стадион являлся воплощением этого динамизма. Мы, сооснователи архитектурного движения деконструктивизма, применяли на себя "ролевые модели" таких русских архитекторов, как Татлин, Мельников и Эль Лисицкий, и переняли их динамичные формы в своём дизайне. Наша работа во многом связана с работой российских архитекторов. Нам не составило труда познакомиться с архитектурным языком Петербурга. В рамках конкурса на проект "СКА Арены" мы хотели подарить Петербургу здание, которое соответствует его традициям и в то же время не предаёт наши дизайнерские замыслы.
Вольф Д. Прикс
руководитель COOP HIMMELB(L)AU (Австрия)
Меня пригласили на конкурс в связи с тем, что на тот момент я уже спроектировал несколько стадионов, в том числе в Лиссабоне, Лейрии, Сан–Паулу. В области проектирования таких объектов в то время у меня была самая лучшая репутация. Петербург — приятные люди и прекрасный губернатор города Валентина Матвиенко. Город в целом оказался приятным сюрпризом для меня. Расположение стадиона на Крестовском острове также стало неожиданностью. О том, что я стал победителем конкурса, я узнал лично от председателя совета директоров "Газпрома". Однако позже он выступил против мнения и решения жюри. Россия была и остаётся для меня интересной страной. Недавно мне удалось поработать с одной из ваших компаний, однако из–за финансовых сложностей пришлось оставить этот проект.
Томаш Тавейра
руководитель Tomas Taveira & Associados (Португалия)
Мы знакомы с Петербургом уже более 20 лет и предлагаем самые разные проекты — от садов и дворов до набережных и общественных пространств. Петербург — удивительный, уникальный город с глубоко укоренившимся менталитетом и русской душой. Благодаря нашему опыту работы в этом городе мы поняли, что местные жители — в том числе семьи — хотят быть частью урбанистических проектов и иметь возможность наслаждаться своим удивительным городом вокруг них. Мы гордимся тем, что стали участниками этого процесса.
Адриан Гёзе
руководитель West 8 (Нидерланды)
У нас есть опыт проектирования зданий в России, уже построенные частные дома в Москве и Петербурге. К слову, наш опыт был крайне положительным, и я должен отметить общительность россиян. Во время разработки единого стиля и формы "СКА Арены" мне пришли в голову две разные концепции. Первая подразумевала модную большую изогнутую форму, а вторая представлялась в минималистичном дизайне. Я предполагал, что известные архитекторы будут придерживаться подхода, который принёс им славу. Поэтому решил выбрать второй альтернативный и в некотором смысле противоречивый вариант в стиле минимализма, который был бы выполнен с уважением к историческому виду стадиона. Впрочем, по итогам конкурса нетрудно понять, что это оказалось не выигрышным решением.
Сеппо Мантила
руководитель M.A.R.K. Architect Seppo Mantyla (Финляндия)
Мы имеем опыт участия как в конкурсах, так и в плановой реализации проектов в Петербурге. Например, мы гордимся нашей работой на острове Новая Голландия вместе с New Holland: Cultural Urbanization, а также нашей недавней победой в конкурсе "Парк Тучков Буян" вместе со Studio 44. Реализовать проект в России не так уж и сложно, но необходим альтернативный подход. Российские проекты наделены особым характером, они могут быть непредсказуемыми и поэтому требуют гибкости. Мы наблюдаем большой драйв, чтобы проект состоялся, и как все стороны объединяют усилия для достижения конечной цели. Практичность — это уникальное качество русского народа, поэтому, если ваше сотрудничество с местными командами получилось искренним, работать в России несложно.
команда дизайнеров West 8
(Нидерланды)