понедельник, 29 ноября 2021
$

Долгий вход: что мешает трудоустройству выпускников интернатов

Автор фото: shutterstock

Трудоустройство вышедших из детских домов подростков — задача благородная, но непростая, требующая от бизнеса большой выдержки.

Психологическая устойчивость детей–сирот достаточно низкая, они привыкли, что в детском доме за них всё решает воспитатель, и во взрослой жизни ищут, кому делегировать принятие решений.
Основные трудности адаптации на рабочем месте, с точки зрения психологов, непосредственно связаны с низкой социальной компетентностью, неумением жить во взрослом мире, отсутствием элементарных навыков взаимодействия в реальных условиях жёсткой конкуренции.
По словам Александра Гезалова, директора автономной некоммерческой организации социальной реабилитации детей–сирот и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации "Наставнический центр Александра Гезалова", к процессу адаптации требуется подключение специалистов.
"Дети–сироты не умеют коммуницировать с внешним миром, заполнять простые документы, они инфантильны, стесняются обратиться за помощью. Встроить их во взрослую жизнь непросто. Даже если помочь на старте, потом они просто могут сбежать с работы без видимых причин. Здесь нужно длительное кропотливое взаимодействие", — говорит Александр Гезалов.
Специалисты считают, что дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются одной из самых уязвимых категорий граждан при трудоустройстве.
По мнению Рифката Мухамедрахимова, доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии Санкт–Петербургского государственного университета, при трудоустройстве и на начальном этапе трудовой деятельности у детей–сирот может возникнуть ряд определённых трудностей. Специфика проявляющихся у детей особенностей связана с условиями проживания в сиротском учреждении (насколько депривационными они были, какова глубина перенесённого ими пренебрежения, были ли случаи насилия) и длительностью нахождения в этих условиях (чем дольше ребёнок находился в столь негативных условиях, тем сложнее его жизненный опыт). В крайнем варианте у детей с проживанием в глубоко депривационных условиях отмечают проявления неразборчивого дружелюбия, квазиаутичные проявления, невнимательность/гиперактивность и когнитивные нарушения".

Работа с погружением

Серьёзным препятствием в формировании мотивации к трудоустройству и вообще к труду является тот факт, что размер заработной платы выпускников интернатов оказывается намного ниже размера пособия, которое они получают в течение полугода: в Москве это 100 тыс. рублей в месяц, в Петербурге — 60 тыс. Чтобы получать такие деньги, достаточно доказать, что попытки трудоустройства успехом не увенчались.
Сегодня большинство выпускников социальных учреждений живёт в иллюзорном мире всеобщего постоянного благоденствия. Они не обладают ни достаточным опытом, ни образованием, ни навыками, но сразу рассчитывают на перспективную работу и высокооплачиваемую должность.
"Сам по себе процесс устройства выпускников детских домов на работу осложнён многими трудностями, которые прежде всего связаны не с низкими профессиональными навыками, а с отсутствием мотивации для поиска работы, пассивной позицией при самом трудоустройстве, поведении и общении, — подчёркивает Елена Вакнин, д. пс. н., профессор кафедры клинической психологии и психологической помощи института психологии и педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, профессор кафедры психиатрии и наркологии СПб ГПМУ. — Вопрос формирования мотивации, который непосредственно связан с осознанным выбором профессионального пути, невозможен исключительно в теории. Необходимы специально организуемые бизнесом экскурсии на производства, в офисы и конторы, где дети могли бы знакомиться “вживую” со спецификой различных профессий. Причём нужен не ознакомительный тур, а “работа с погружением”, где дети могли бы попробовать себя под руководством мастера (специалиста в этой области) в качестве ответственного исполнителя. Современных молодых людей уже не так просто увлечь процессом как таковым, для них чрезвычайно важно ощущать личностный смысл того, чем они занимаются. Именно с такой позиции возможно формирование устойчивой мотивации к труду".

Мотив выбора

"Очевидно, что психологические особенности человека с опытом проживания в учреждении могут влиять на его способности выполнять самые различные стороны трудовой деятельности. Например, таким людям будет сложно справляться с необходимостью соблюдения трудового распорядка. У них могут быть трудности с вхождением в коллектив, во взаимоотношениях с начальством, со взаимодействием и установлением отношений с коллективом. Нарушения внимания и возможные когнитивные нарушения могут повлиять на качество выполнения трудовых операций. Нарушения способности к самоорганизации и саморегуляции во время работы могут проявляться в трудностях с планированием, достижением цели, принятием решений в конкретных рабочих ситуациях. У таких ребят наблюдается нарушение способности вести домашнее хозяйство и организовывать свой досуг и отдых, качество которого влияет на трудоспособность", — считает Рифкат Мухамедрахимов.
Елена Вакнин утверждает, что с точки зрения психологического обеспечения процесса адаптации особое внимание следует уделять трём факторам, а именно: развитию самопознания детей–сирот, формированию осознания ими своих интересов, мотивов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и образа жизни; развитию представлений о многообразии мира профессий, рынке труда, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии; обеспечению детей–сирот возможностью соотносить свои мотивы выбора, личностные качества и способности с требованиями конкретной профессии путём включения их в систему специально организованных профессиональных проб, а также в трудовую деятельность по овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками.
"От одного факта трудоустройства ожидать последующей эффективной работы от юношей и девушек с опытом проживания в социальных учреждениях сложно. Необходима специальная междисциплинарная программа подготовки ребят к трудовой деятельности и программа последующего сопровождения во время трудоустройства и на начальном этапе трудовой деятельности", — заключает Рифкат Мухамедрахимов.