Москва и Петербург поборются за туриста совместным проектом

Москва и Петербург объединились в рамках проекта "Два города — миллион впечатлений".

Это совместная инициатива комитета по туризму Москвы и комитета по развитию туризма Санкт–Петербурга. Проект возник в пандемию и ставит своей задачей не конкурировать за туриста, а заинтересовать его поездкой в два города сразу.

В мировом тренде

Все крупные туристские центры исторически воевали за внимание потребителя, но сейчас мировой тренд — коллаборация дестинаций (направлений). Самый яркий пример — Лондон и Париж, партнёрство которых позволило за полтора года реализации проекта в 2018–2019 годах заинтересовать поездкой в Великобританию и Францию 52% американцев поколения миллениалов.
Когда откроются границы, за зарубежных гостей будут бороться и города России, но уже сообща: Москва и Петербург объединили усилия и делают всё, чтобы поездка для миллениалов в нашу страну перестала быть "экспедицией на Северный полюс" с массой барьеров. Главная задача этой коллаборации — чтобы у туриста вообще не было выбора, в какую из столиц ехать в первую очередь, чтобы выбор был один: непременно ехать и посетить оба города сразу.
И в Мостуризме, и в комитете по развитию туризма Санкт–Петербурга убеждены, что оба города, хоть и разные, прекрасно дополняют друг друга: и там и там большое количество музеев, объектов показа, креативных общественных пространств, необычайно разнообразная гастрономическая и клубная повестка.

Новая туристская модель

По мнению председателя комитета по туризму Москвы Екатерины Проничевой, туристские предложения мегаполисов в большей степени дополняют друг друга. "Москва и Петербург не должны противопоставляться, наоборот — им стоит работать вместе. Для этого почти год назад и был придуман проект “Два города — миллион впечатлений”. И сейчас действительно подходящий момент, чтобы экспериментировать, придумывать новые направления и проекты, нащупывать нестандартные подходы к туристам, благодаря которым мы покажем наши города как динамичные мегаполисы с эмоциональной, вовлечённой и интересной жизнью", — отмечает Екатерина Проничева.
По словам председателя комитета по развитию туризма Санкт–Петербурга Сергея Корнеева, совместный проект можно назвать образцом новой туристской модели, родившейся в ответ на запросы современных путешественников: мобильность, поиск новых впечатлений и желание увидеть нестандартный набор туристских продуктов.
"Маршруты по двум крупнейшим российским городам строятся так, чтобы гости получили самые приятные эмоции и зарядились энергией двух столиц. При этом у туристов есть возможность почувствовать и уникальность каждого направления. Современная история городов не менее интересна, чем их прошлое, и наши предложения создают множество поводов для новых поездок и в Петербург, и в Москву", — говорит Сергей Корнеев.
Проект "Два города — миллион впечатлений" объединяет все эти предложения в цифровом туристическом сервисе RUSSPASS, разработанном по инициативе правительства Москвы. Раньше такого единого событийного календаря просто не было.
"Иностранный турист не летит в Москву или Петербург, он летит в Россию. Этот проект — не для организованных групп, мы ориентируемся на индивидуального туриста, который сам выбирает себе маршрут. Но планировать его по двум или нескольким городам, особенно с русским языком, достаточно тяжело. Задача проекта — максимально облегчить индивидуальному туристу этот путь", — рассказал "ДП" заместитель генерального директора АНО "Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства города Москвы" по маркетингу и развитию партнёрских отношений Роман Левшин.

Маржинальность на креативе

Бизнесу идея продвижения Москвы и Петербурга как единого туркластера, что называется, "зашла". Учитывая, что первый призыв к сотрудничеству для представителей туриндустрии был летом, к проекту уже присоединились многие отельные сети и туроператоры. По словам руководителя дирекции регионального взаимодействия и отраслевых проектов АНО "Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства города Москвы" Анны Нефёдовой, уже сейчас гостиничные сети предоставляют дополнительные услуги для клиентов, которые посещают два города сразу. Появились и турпакеты от операторов, предполагающие совместное посещение обоих городов.
"Конечно, мы делаем акцент на стоимости и маржинальности. Мы понимаем, что это должно быть выгодно не только туристу, но и бизнесу. Но и маржинальный продукт может быть креативным, если собрать его не по классической методологии, а с помощью креативных решений", — подчёркивает Анна Нефёдова.
Глубинные интервью с представителями отрасли и анкетирование респондентов из регионов показали: запрос на нестандартные путешествия — колоссальный. Объединение двух городов привлекает и с гастрономической точки зрения, и с позиции новых возможностей для конструирования маршрутов, появившихся в последние годы: креативных уличных пространств, стрит–арта и прочего. При этом турист может составить поездку сам, и такое кастомное путешествие необязательно получится дорогим: в общедоступных уличных пространствах сейчас проводится большое количество абсолютно бесплатных мероприятий. "То есть поездка может быть интересной, но при этом недорогой и личной", — замечает Анна Нефёдова.
Конкретные решения и кейсы обсуждались на стратегической сессии "Инверсия смыслов. Новый взгляд на создание турпродуктов", которая состоялась в Петербурге 7–8 октября.

Сломать стереотипы

Московско–петербургский единый туристический кластер будет вполне востребован и на внутреннем рынке, убеждены идеологи проекта.
Участники стратегической сессии в Петербурге создали несколько инновационных турпродуктов и маршрутов по двум городам. Гайды рассчитаны на индивидуального путешественника, а петербургские маршруты уже прошли тест–драйв. В тестировании участвовали представители туриндустрии, отраслевые эксперты, блогеры и корреспондент "ДП".
Маршрут под названием "Мне можно!", созданный, по легенде, для двух модных дам из Новосибирска, включал посещение лютеранской церкви Анненкирхе, ставшей необычным креативным пространством, визит на выставку современного искусства в Манеже, шопинг в одном из крупных торговых центров и прогулку по Новой Голландии с обедом в одном из ресторанчиков "Бутылки" — здания бывшей морской тюрьмы с множеством кафе, баров и магазинчиков. Контрастно, неожиданно и впечатляюще. И без традиционного Эрмитажа.
Москва тоже готова ломать стереотипы. Победил на стратегической сессии романтический тур для молодой пары — с прогулками по Петербургу и Москве. "Они посещают массу интересных мест — девушка удивляется и впечатляется, молодой человек предлагает ей руку и сердце в одном из романтических мест Петербурга, также пара может подать заявление в ЗАГС через портал госуслуг на одной из символичных площадок Москвы, пообещав вернуться в две столицы после свадьбы, совершив свадебное путешествие", — рассказала Анна Нефёдова. Кстати, тренд на свадебные путешествия внутри России сейчас набирает обороты.
Московским маршрутам ещё предстоит пройти тест–драйв. А лучшие из новых сценариев для путешествий предложат бизнесу. И, конечно, туристам.