Стоп, машина: Петербург устал стоять в дорожных пробках

Автор фото: Антон Ваганов

С каждым годом машин на дорогах российских мегаполисов становится всё больше. Горожан не останавливают ни проблемы с парковкой, ни восьмибалльные пробки, ни постоянно растущая стоимость автомобилей. Как избежать транспортного коллапса и улучшить экологию, "ДП" разбирался вместе с предпринимателем Дмитрием Давыдовым, автором проекта "20 идей по развитию России".

В 2020 году Москва, согласно рейтингу TomTom Traffic Index, заняла первое место в мире из 416 городов по загруженности автомобильных дорог. Петербург пока находится в более выгодном положении, на 12-м месте. Однако в ближайшее время, если властями не будут предприняты решительные меры, он вполне может повторить сценарий Первопрестольной.
За последние годы в модернизацию транспортной системы, как Москвы, так и Петербурга, вкладывались большие средства: строились новые дорожные развязки и обходы, развивались платные участки, решался вопрос с парковками в центре. Но всё это оказалось неэффективно, и особенно в Петербурге, так как возможностей для реализации инновационных решений здесь гораздо меньше. Тем не менее, определённые подвижки уже есть, и накопленный опыт работы позволяет двигаться дальше.
Наиболее эффективной мерой в борьбе с заторами на дорогах, по мнению Дмитрия Давыдова, может стать поэтапное введение "сбора против пробок".
"На первом этапе, например, в Москве мы предлагаем установить базовый тариф в размере ста рублей (по предоплате) для проезда по всей территории города, опоясанной МКАДом, в период с 07:00 – 22:00, кроме выходных и праздничных дней. При этом освободить от пошлины общественный транспорт, такси, мотоциклы, автомобили экстренных служб и электромобили. Схожие методы по борьбе с пробками можно внедрить и в Петербурге", — пояснил Дмитрий Давыдов.
Что это даст городу? В первую очередь толчок к развитию общественного транспорта, который будет брать на себя основной поток работоспособного населения. Не секрет, что при перевозке пассажиров автобусы заменяют в среднем 40–50 машин. При этом, "рейсовикам" не нужны места для парковки, так как они беспрерывно двигаются по заданному маршруту. Кроме того, у автомобилистов, которые всё же захотят оставить машины, например, для поездок за город, появится стимул "пересесть" на электромобили. Продолжат набирать популярность двухколёсные средства передвижения. Всё это существенно улучшит экологическую обстановку и повысит привлекательность мегаполиса в глазах местного населения и туристов.
Но для того, чтобы система была запущена, необходимо разработать механизмы оплаты, а также выделить средства из бюджета на установку систем фиксации транспортных средств. Это требует немалых затрат, но, как показывает мировая практика, вложения со временем окупаются. Успешные примеры борьбы с пробками есть в Сингапуре, в Дубае, в Италии, в Швеции. Но, пожалуй, наиболее показательным для российских городов является опыт Лондона.
"Платный проезд в центр в будние дни был введён в Туманном Альбионе в 2003 году, и это практически сразу помогло решить проблему с заторами. Вложения же в технологии окупились за два года. С тех пор ежегодно многомиллионный доход от сбора против пробок инвестируется в развитие транспортной инфраструктуры города, которая сейчас является одной из лучших в мире. К слову, Лондон занимает 49 место в рейтинге TomTom Traffic Index", — рассказал Дмитрий Давыдов.
По примеру Англии, средства, полученные от "сбора против пробок" власти Петербурга (или Москвы) смогут направить на дальнейшее развитие транспортной сети, внедрение "умных" технологий, обустройство пешеходных и веломаршрутов, строительство новых станций метро и обновление подвижного состава.
Да, эффективность такого метода борьбы с пробками пока ещё изучается специалистами во многих странах и обсуждается на правительственном уровне. Ведь любую, даже самую удачную, идею важно адаптировать под конкретное законодательство, под особенности местного менталитета, а иногда и климата. Тем не менее, всё больше и больше городов в мире вводят платный въезд как вынужденную меру. Одним из последних примеров является Тель-Авив: проезд по городу станет платным уже в 2024 году. Кто знает, может среди следующих претендентов — Петербург или Москва?