Приватизация по УДО: гаражная амнистия в Петербурге может оказаться условной

Автор фото: Антон Ваганов
Автор фото: Антон Ваганов

В России стартовала гаражная амнистия, которая позволяет оформить право собственности на гараж и участок под ним. Воспользоваться ею смогут далеко не все желающие, предупреждают юристы.

Так называемый закон о гаражной амнистии — это 79–ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", статья 6 которого вносит поправки в 137–ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса". До 1 сентября 2026 года владельцы гаражей имеют право бесплатно в упрощённом порядке получить участок под ними в собственность. Но касается он только тех, которые признаны объектами капитального строительства и построены до конца 2004 года, при условии что участок был предоставлен пользователю (а не захвачен).

Но есть нюанс

В комитете имущественных отношений (КИО) "ДП" сообщили, что уже проведена подготовительная работа, позволяющая оценить число земельных участков, которые предположительно могут подлежать предоставлению в собственность граждан по этой амнистии.
Оказалось, что, по предварительным данным, в Петербурге гаражи занимают территорию площадью 11 352 611 м2. Количество земельных участков под ними — 630 700. Показатель рассчитан как отношение общей площади территорий к минимальной площади участка для размещения индивидуальных гаражей (18 м2) согласно городскому закону от 18.07.2005 № 405–53.
Эксперты, опрошенные "ДП", отмечают, что расчёты КИО очень приблизительны и в них фигурируют несформированные участки, то есть не поставленные на кадастровый учёт. Для оформления собственности на такие объекты процедура будет чуть сложнее. Впрочем, далеко не всем гаражникам эти хлопоты будут актуальны, предупреждают юристы.
"В целом принятие этого закона существенно облегчит жизнь граждан в части легализации их прав на гаражи и землю под ними", — говорит Татьяна Грушко, директор по развитию бюро юридических стратегий Legal to Business.
Она обращает внимание, что под амнистию подпадают только гаражи — объекты капитального строительства (как блокированные с другими, так и отдельно стоящие), а также, например, металлические, но не так называемые "ракушки".
С некапитальными гаражами ситуация сложнее: в силу их "некапитальности" под них не могла выделяться земля, что является обязательным условием для амнистии. В таком случае она будет возможна при условии, что участок под гаражом образован из участка, ранее предоставленного на праве постоянного пользования или аренды кооперативу, если такое право не прекращено, а также если гараж или участок были переданы заявителю, поясняет Людмила Степанова, адвокат, юрист практики по недвижимости и инвестициям АБ "Качкин и партнёры".

Там разберёмся

По словам собеседников "ДП" в Смольном, никакой единой политики по работе с желающими амнистировать свой гараж в администрации города пока не принято.
При применении амнистии есть целый ряд нюансов, отмечает Людмила Степанова. Во–первых, если в отношении интересующей территории утверждён проект межевания, то образование нового участка под гаражом без корректировки всего проекта, которая является достаточно сложной и длительной, будет невозможно. Также амнистия не распространяется на объекты капитального строительства, уже признанные самовольными постройками.
Кроме того, в кооперативах из–за особенностей документооборота могут возникнуть сложности с получением необходимых документов (о правах кооператива на землю, распределении гаражей, подключении к сетям).
"До формирования единообразного правоприменения новых норм возможны необоснованные отказы уполномоченных органов в предоставлении участков под гаражами, которые могут быть обжалованы в судебном порядке", — резюмирует Людмила Степанова.

Капитальный вопрос

Юристы считают, что основные вопросы будут связаны с капитальным и некапитальным статусом. В КИО признаки капитальности уже сформулировали. Во–первых, гараж должен быть связан с землёй так, что перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно (например, имеется фундамент).
Также он должен быть создан из строительных материалов, используемых для капстроительства, таких как кирпич, бетонные плиты и т. д.; присоединён к сетям инженерно–технического обеспечения; иметь стены и крышу.
Во Всероссийском обществе автомобилистов в комментарии "ДП" высказали мнение, что принятые поправки для Петербурга останутся на бумаге и гаражная амнистия не заработает, пока в городе не будут утверждены подзаконные акты, которые уточнят порядок рассмотрения заявлений и выделения участков.
Действительно, в соответствии с новой редакцией гаражной амнистии города федерального значения могут принимать собственные законы, конкретизирующие её механизм.
Руководитель экспертной группы комиссии по горхозу ЗакС Александр Карпов полагает, что только после выборов станет ясно, кто именно будет заниматься разработкой такого документа — исполнительная власть или парламент (как предполагал "ДП", не исключено, что в новой политической конструкции, после удаления Вячеслава Макарова, центр градостроительной активности полностью сместится в Смольный).

Без дорог

Депутат ЗакСа Алексей Цивилёв разработал принятый недавно в первом чтении законопроект, разрешающий петербургским гаражным кооперативам размещать на своей территории автосервисы и мойки. Парламентарий считает, что федеральная гаражная реформа с 1 сентября заработала, но в ней не учтена петербургская специфика. Местные кооперативы не имеют землю в собственности.
При нынешнем регулировании автовладельцы могут претендовать лишь на гараж, но не на общее имущество (например, проезды). Депутат считает, что переводить в собственность только сам бокс нецелесообразно. Это и можно было бы исправить местным актом.
Есть ещё одна проблема: оформив гараж в собственность, члены кооператива могут перестать платить членские взносы, что парализует его работу.
Вопрос с гаражами имеет не только имущественный, но и градостроительный аспект. Многие кооперативы находятся в полосах отвода железных дорог, коридорах будущих трасс и рассматриваются как потенциальная территория под инфраструктурную застройку. То есть даже в случае оформления прав земли могут быть изъяты, вопрос только в величине компенсации.
В частности, в рамках строительства Широтной магистрали скоростного движения могут пойти под снос несколько тысяч гаражей в районе Хасанской улицы.
Муниципальный депутат МО "Пороховые" Марианна Алфёрова в комментарии "ДП" отметила, что в районе остро не хватает парковочных мест. При этом довольно много автомобилей ныне стоят в гаражах. "Если ещё и оттуда машины выкатят во дворы, это будет кошмар. Мест для того, чтобы построить что–то взамен, нет. Компенсация — и с вещами на выход", — говорит она.
Гаражная амнистия в Петербурге вряд ли затронет все участки, попавшие в предварительные расчёты, поскольку не все эти участки соответствуют требованиям закона. Конечно, основные агломерации гаражей появились в нашем городе до 2004 года, но и в 2000–х они создавались достаточно активно. Помимо требования по дате стоит учитывать, что амнистия распространяется на участки, по документам отведённые для размещения гаражно–строительных кооперативов. К тому же сами гаражи должны иметь признаки капитальности. Если это самострой, то объект не попадёт под амнистию. В Петербурге существует первая в стране нормативная база по гаражам. Она появилась, когда было принято решение о компенсации гаражникам стоимости их объектов. В ней прописаны все необходимые документы, предоставляемые гражданами, на основании которых рассчитывается сумма компенсации. И поскольку в Петербурге уже есть опыт признания прав владельцев гаражей, думаю, массовых отказов ожидать не стоит. Все понимают, что это остросоциальный вопрос, поэтому никакого волюнтаризма не будет — гарантии установлены на федеральном уровне. 79–ФЗ предоставляет Москве, Петербургу и Севастополю право дополнительно отрегулировать эти правоотношения. Думаю, что Смольный создаст нормативную базу, которая закрепит перечень оснований для отказа и удовлетворения заявок.
Мария Смирнова
директор по развитию ООО "Недвижимость. Консалтинг. Стратегии"
Я к этому странно отношусь. На моей памяти история с огромным количеством гаражей, около 6 тыс., которые официально выделялись блокадникам, ветеранам войны. А потом эти объекты снесли ради строительства "Северной долины". И это было в исторически близком времени. Поэтому то, что сейчас происходит, начинает напоминать мне старый анекдот: "— Я имею право? — Конечно. — Я могу? — Нет, не можете". Всё это не более чем предвыборный ход власти, а завтра начнёт открываться масса деталей.
Алексей Третьяков
председатель Санкт–Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка
Вся эта мусорная застройка город и его среду не улучшает. Она очень похожа на торговые палатки. Когда в Москве прошла кампания по их сносу, город стал выглядеть лучше и приятнее — как европейское поселение. Вроде бы гаражи мы видим меньше, они не в таких людных местах. Но могу привести пример со своим проектом жилого дома на Дальневосточном. Его возвели на месте бывшей промзоны, где в своё время считалось правильным строить временные сооружения. Но всё изменилось, теперь район жилой, а эти люди двигаться не спешат. И перед нашим фасадом так и стоят автосервисы.
Степан Липгарт
архитектор