Всё пойдёт без плана: по какому сценарию будет развиваться Петербург

Пока в Петербурге готовят новый генплан, мэр Москвы Сергей Собянин назвал такого рода документы пережитком и заявил о необходимости перехода к мастер–планам, как на Западе.

В интервью РБК Собянин сказал, что "генплан — это советская кондовая история" и "почти нигде в мире никто ничего подобного не делает". Планирование в столице "гипертрофированно": помимо генплана разрабатываются также Правила землепользования и застройки, проекты планировки, выдаются градпланы участков (ровно всё то, что требует Градкодекс и что есть в Петербурге), но многое из задуманного не сбывается. Что, по мнению мэра, логично, когда планировать приходится сразу на 20 лет вперёд.
Более предпочтительным ему видится стратегия или мастер–план, который будет представлять собой не обычный документ, а "процесс обсуждения, осмысления, куда мы двигаемся".
"Поэтому, честно говоря, мне не хочется никакой новый генплан разрабатывать. По плану эти работы ведутся, но не более того", — резюмировал градоначальник.
В Петербурге также готовят новый генплан. Ожидаются согласования Минэкономразвития и Минкульта. При этом и в местных головах бродят созвучные собянинским мысли.
"КГА в лице нашего председателя горячо поддерживает идею упростить генеральный план. Мы говорим о том, что говорил президент. Сделать не генплан, а мастер–план", — заявлял в 2020 году на круглом столе "Актуальные проблемы градостроительства в вопросах и ответах" начальник отдела генерального плана КГА Александр Мюльберг.
Он, очевидно, имел в виду поручение президента, которое тот дал правительству в 2018 году: "Представить предложения, предусматривающие переход в крупных городах от генерального плана к документу, определяющему стратегические направления градостроительного развития, основанному на стратегии социально–экономического развития".
Комментируя это поручение через несколько месяцев после его выхода, в КГА отмечали, что в Градкодексе нет мастер–планов, а документом территориального планирования для городов федерального подчинения является именно генплан. С тех пор, впрочем, в Градкодекс записали, что подготовка документов территориального планирования "осуществляется на основании стратегий социально–экономического развития".
В Петербурге есть стратегия социально–экономического развития до 2035 года, но полноценная градостроительная компонента пока туда не включена. Хотя есть глава "Пространственно–территориальное развитие", в которой коротко пересказываются этапы развития города и в соответствии с ними территория делится на пояса со своими особенностями (дореволюционный Петербург, Ленинград, современная капиталистическая застройка).
А в главе "Повышение связности городской среды" говорится о необходимости "обеспечения компактности и связности территории Санкт–Петербурга за счёт ограничения экстенсивного распространения застройки". Как писал "ДП", в стратегию, как в документ вышестоящего по отношению к генплану уровня, можно было бы включить положение о запрете застройки рубежных полей.

От урбаниста с любовью

"Возможно, Собянин и прав в том, что пришло время как–то переходить на новые модели, потому что одну и ту же модель нельзя эксплуатировать бесконечно", — отметил в комментарии "ДП" вице–президент Петербургского союза архитекторов Святослав Гайкович.
По его словам, отличия между генеральным планом и мастер–планом существуют. Они вызваны разными подходами в советском опыте и западном.
"У нас в Петербурге существовал постоянный Институт генерального плана, который поддерживал этот документ в живом состоянии, то есть следил, нужны ли и возможны ли корректировки. В США, насколько я знаю, коллективы, которые разрабатывали зонинг–планы городов, не существовали постоянно, а формировались от случая к случаю", — рассказал Гайкович.
По его словам, эти коллективы разрабатывали некую концепцию с правилами поведения в градостроительстве.
"И если наши генеральные планы несли некую предписывающую характеристику (в таких–то районах должно быть то–то и то–то), то зонинг–план, наоборот, сильнее запрещает, чем предписывает", — объяснил архитектор.
Он провёл аналогию с тем, как сейчас существует соревнование между сугубо российским термином "градостроительство" и калькой с английского "урбанистика". В принципе, это всё об одном и том же. Но в урбанистике подходы более свежие, более соответствующие новым философским концепциям.
"В общем, как и любое дело, градостроительство (в том числе и урбанистика) развивается, и имеет смысл поддерживать это развитие. Только ни в коем случае не нужно всё бросать в мусорную корзину и начинать сызнова. Надо, чтобы опытные градостроители Петербурга помогли найти правильный баланс между традициями и современными трендами", — добавил Гайкович.

Тут вам не Москва

"Очень большое счастье для всех петербуржцев, горожан и застройщиков, что Петербург не Москва и у нас тут сохраняется предсказуемая система городского планирования", — отметил в комментарии "ДП" руководитель экспертной группы комиссии по горхозу ЗакСа Александр Карпов. По его словам, эта система хороша тем, что позволяет посмотреть на документ и понять перспективу на 20 лет вперёд.
"Мы понимаем, что многие планы не реализуются, но это скорее такая излишняя консервативность. Конечно, лучше, чтобы любая линия, нарисованная в генплане, сбывалась, а не повисала бессмысленной мечтой на десятилетия", — рассуждает он.
Тем не менее в том, что касается зонирования, важно иметь такой документ. Например, человек покупает квартиру. Сейчас он может понять, что с этой территорией будет на протяжении ближайших десятилетий. Если же что–то в планах меняется, у него есть шанс на это повлиять, объединившись с соседями.
Такая ситуация благоприятна для инвестиционного климата, поскольку позволяет строить долгосрочные планы (хоть ЗакС сам любит объявлять территории, где планируется застройка, зелёными зонами). В случае, если реализовать идеи мэра Москвы, предсказуемости не будет, говорит Карпов. Возрастёт риск того, что отдельные территории будут преобразовываться вне контекста.
"Взяли, для какой–то территории нарисовали мастер–план, сказали много всяких красивых, умных фраз, подтянули каких–нибудь зарубежных говорунов и организовали как бы конкурс с заранее известным результатом. Говоруны объяснили, как всё это здорово. Но интересы окружающих территорий никак не будут учтены", — говорит Карпов. Получается заплаточная система.
"Либо мы считаем, что в Европе одна сплошная гей–пропаганда и неприемлемые для нас ценности, либо мы ориентируемся на Европу. Давайте тогда начнём с европейских ценностей, потому что мастер–планы на них основаны: на демократии, местном самоуправлении, прозрачности принятия решений", — добавил Карпов.
У нас толком не было мастер–планов таких городов, как Петербург и Москва. Но на уровне отдельных территорий это очень широко уже распространено, и мы их делаем. Это некий предпроектный документ. Сделать варианты, отработать их. А дальше возникает необходимость стадийного документа — проекта планировки. Мастер–план на уровне города — это некая концепция, которая потом всё равно должна реализоваться в виде документа, в виде генплана. Потому что никуда не деваются темы транспорта, инженерной инфраструктуры, социальной инфраструктуры, которые прописываются в генплане. Мастер–план — это некий сценарий. Детальная работа с населением, всеми стейкхолдерами. Он более публичный и доступный для обсуждения. Но после такого обсуждения неизбежно наступает череда технических решений, которые реализуются в виде какого–то документа типа генплана. Я, к сожалению, не вижу ситуации, чтобы мастер–план закрыл все составляющие, которыми занимается генплан. Мне в своё время довелось делать экспертизу одного из первых в России мастер–планов, который был сделан для Перми. Замечательно, набор общих сценариев развития города. Ещё там выделяется ряд первоочередных приоритетных площадок, и эти площадки рассматриваются очень подробно. Но это можно было бы сделать и в рамках реализации генплана.
Владимир Аврутин
Заместитель гендиректора Института территориального развития
Что лучше, зависит от целей. Генплан — официальный документ территориального планирования города, обобщающий представление о его планировочной структуре на отдельный период. Мастер–план — стратегический документ, связанный со стратегиями социально–экономического и пространственного развития и обоснованно показывающий то, каким будет город. Мастер–планы создаются при активном вовлечении горожан, бизнеса, власти. Поэтому они содержат их согласованное видение на развитие города и могут обеспечить преемственность решений.
Екатерина Манжула
Директор Центра компетенций по развитию комфортной городской среды Ленинградской области
Разница в том, что генеральный план — это очень подробный документ, который при этом создаётся на 20–25 лет, поэтому он действительно быстро устаревает. Например, в Петербурге генплан 2005 года корректировался уже в 2007–м, и потом в него вносилась куча изменений каждый год. И в общем это неудачный документ — с этим я согласен. Мастер–план — более обобщённый и более гибкий, в него можно вносить изменения хоть каждый год. Но мастер–план должен быть финансово подкреплён. Это делается далеко не всегда, и здесь есть возможность для произвола, особенно в российской ситуации.
Владимир Линов
Доцент архитектурного факультета СПбГАСУ