Цифровизация подбора персонала всё больше наступает на новые сферы

Автор фото: Сергей Ермохин

Петербургский стартап по автоматизации рекрутинга захватывает новые сферы. Но для полной цифровизации существующих инструментов всё ещё недостаточно.

Автоматизация найма уже перестала быть экзотикой и зарекомендовала себя как эффективный способ решения кадровых проблем. Новые технологии позволяют просканировать резюме или сопроводительное письмо соискателя и определить, насколько кандидат подходит для выбранной работы. А собеседование с HR–специалистом всё чаще заменяют видеовизитками. По мнению экспертов, рекрутинг всё больше нуждается в цифровых решениях.
По словам основателя и управляющего директора GigAnt, председателя кластера Gig–economy в РАЭК Дениса Решанова, наиболее охотно новые инструменты рекрутинга сегодня пробуют три сферы: доставка, ретейл и логистика.
"В ретейле давно существует проблема дефицита линейного персонала, которую усугубила пандемия. С другой стороны, уже всем очевидна неэффективность статичного штата при неравномерном спросе. Нужно более гибкое решение, способное адаптировать количество рабочих рук под волны покупательского спроса, чтобы избавиться от неэффективных часов и при этом повысить производительность", — поясняет он.
Петербургский стартап GigAnt позиционирует себя как "uber для синих воротничков" и предлагает решения для подбора временного персонала. Накопив достаточно опыта в классическом ретейле, сейчас с 2021 года он активно расширяется на непродовольственную торговлю, e–commerce и e–grocery.
Кроме того, 25% стартапа приобрела компания "Авито", которая намерена интегрировать его в свою вертикаль как самостоятельный сервис "GigAnt x Авито Подработка". Предполагается, что с его помощью будет возможно искать работников для совсем новых сфер, таких как ЖКХ или строительство.
"На рынке аутсорсинга персонала произошла революция, появились сервисы подбора исполнителей “под ключ”, — отмечает Денис Решанов. — Запускается много агрегаторов самозанятых, где можно самому найти работника. Рынок труда за счёт технологий стал прозрачным, компании и исполнители могут “метчиться” самостоятельно, без участия рекрутера".
Находить и подбирать кандидатов сегодня позволяют инструменты с использованием искусственного интеллекта и машинного обучения. Активно используются чат–боты. Например, у сервиса "Работа.ру" есть бот RaBotik, который анализирует запросы соискателей. Навыку поиска работы сейчас учатся и голосовые помощники. На "Работе.ру" можно подбирать вакансии с помощью "Алисы" или виртуального семейства "Салют".
Также становится популярна работа с ATS (applicant tracking system) для подбора персонала и обработки резюме, позволяющая отслеживать статистику и всю воронку найма сотрудников на одной платформе. "Онлайн–платформа “СберПодбор” позволяет ускорить работу рекрутеров. Они могут добавлять кандидатов в систему одной кнопкой вручную из файла или с помощью специального расширения для Google Chrome. Также она помогает решить проблемы с задвоением резюме, дать аналитику, которая покажет, почему кандидат отказался и на каком этапе находятся другие соискатели", — рассказывает коммерческий директор сервиса "Работа.ру" Владимир Корицкий.
Управляющий директор "Авито Работы" Артём Кумпель добавляет, что сохраняется тренд на smart–рекрутинг (использование технологий, автоматизирующих процесс подбора персонала) и zero–HR (снижение вовлечённости человека на всех этапах найма).
"Ещё один инструмент HR, который уже несколько лет удерживает лидирующие позиции, — геймификация. Чтобы сотрудникам было проще освоиться на новом месте, компании всё чаще проводят поиск, обучение и адаптацию в игровом формате. Например, Сбербанк создал отдельный сайт–игру для поиска сотрудников — “Сбербанк талантов”", — добавляет Владимир Корицкий.
Основных цифровых трендов в рекрутменте два: ускорение (для "массовых" должностей) и усложнение (для должностей высокого уровня). В авангарде новых технологий — IT–сектор, где высока конкуренция за талантливых кандидатов, и ретейл, для которого характерна большая текучесть кадров. "В случае с ретейлом используются чат–боты и голосовые помощники, а также геолокация. В физический мир такие инструменты выходят в виде QR–кодов, заменивших объявления о работе, — рассказывает HR–эксперт, автор телеграм–канала WTF_HR Александр Маслюк. — Для подбора должностей высокого уровня применяются другие инструменты, например сервисы поиска и оценки персонала, позволяющие подобрать нужный профиль человека, не ориентируясь исключительно на то, что написано у него в резюме. Правда, к их валидности часто возникают вопросы".
При всём этом, как подчёркивает Владимир Корицкий, автоматизация и современные инструменты рекрутинга пока ещё применяются небольшим числом компаний. Александр Маслюк считает, что технологии для HR в России ещё не так сильно распространены, да и рынок таких решений не так разнообразен, как в странах Запада. При этом качество отечественных и западных решений эксперт считает сопоставимым.