Фото: Сергей Ермохин

Пандемийный стресс срывает восстановление индустрии развлечений Петербурга

Индустрия развлечений этим летом активно восстанавливается. Однако возвращения к допандемийным показателям ждать всё ещё рано.

По данным Петростата, объём платных услуг учреждений культуры по итогам 2020 года составил 9,4 ­млрд рублей, что на 65,2% меньше, чем в 2019-м. Число посещений музеев составило 10,2 млн, театров — 1,8 млн (29,6 млн и 4,3 млн в 2019 году соответственно). В январе–мае 2021 года объём платных услуг учреждений культуры составил 6,1 млрд рублей, что на 15,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Поток хлынул: в Петербург вернулись туристы

Поток хлынул: в Петербург вернулись туристы

11609
Александр Лобановский

Наверстать упущенное

По данным Timepad, спрос на различные развлечения этим летом вырос на 30%, если сравнивать данные с показателями июня–июля 2020 года.

"Это связано, во–первых, с тем, что петербуржцы уже привыкли к пандемии и новой реальности. Во-вторых, после долгого периода ограничений все соскучились по офлайн–мероприятиям. Сократилось и число возвратов: в первую волну пандемии покупатели возвращали 60% билетов на отдельное событие, сейчас этот показатель составляет не более 40%", — уточнили в Timepad.

В разговоре с корреспондентом "ДП" в компании отметили, что спрос на офлайн-мероприятия несколько ниже, чем летом 2019 года, когда не было никаких ограничений на посещаемость событий.

"Так как сами организаторы вынуждены продавать меньше билетов, продажи на офлайн-мероприятия сократились примерно на треть, — добавляют в Timepad. — Максимально минимизировать потери организаторы смогли за счёт активного перехода в онлайн".

В сервисе по бронированию и продаже билетов со скидкой "Горбилет" также фиксируют рост спроса на мероприятия, экскурсии, речные прогулки. "Если сравнивать с 2019 годом, то становится понятным, что растёт внутренний туризм. У жителей и гостей города в распоряжении больше свободных средств (отпуск за рубежом не состоялся, а значит, есть и время, и деньги на досуг, ведь нужно куда-то водить детей, где-то встречаться с друзьями, поддерживать монетой любимые заведения или театры). Как будто есть некое ощущение запретного плода, что тоже подогревает определённый интерес", — отмечают в компании.

В "Горбилете" также добавляют, что сравнивать прошлый, пандемийный год и сегодняшнее время не совсем корректно, так как 2020-й для досуга был совсем другим: "Сначала развлечений не было, а после смягчения ограничений был взрыв — люди устали сидеть дома, соскучились по отдыху, встречам, эмоциям, хотелось успеть наверстать потерянное дома время".

На крыльях кризиса: запуск международных рейсов оставил туристов за бортом

На крыльях кризиса: запуск международных рейсов оставил туристов за бортом

31994
Александр Возяков

Традиционный летний набор

В летний период наиболее активно бронируют пешеходные экскурсии по литературным и историческим местам Петербурга, отмечают в Timepad. Хорошая погода делает этот формат ещё более востребованным. Также популярностью пользуются прогулки по крышам и ночные экскурсии по Неве, предлагающие посмотреть на разводные мосты.

"Из–за пандемии все так или иначе стали больше заботиться о своём здоровье, поэтому петербуржцы чаще, чем в 2019 году, отдают предпочтение вебинарам на тему здорового образа жизни и спортивным занятиям на открытом воздухе", — говорят в Timepad.

В "Горбилете" добавляют, что речные прогулки являются хитом и must have любого летнего сезона, но в этом году особенно — благодаря погоде, дефициту мероприятий и чемпионату Европы по футболу. В целом рынок досуга, несмотря на ограничения, растёт.

Представители сервисов — организаторов различных водных развлечений в разговоре с корреспондентом "ДП" подчеркнули, что в этом году заказывать речные и морские прогулки на яхтах, катерах, SUP-бордах стали в полтора раза чаще.

Руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев подтверждает, что отмечен определённый рост спроса на развлечения на свежем воздухе, в том числе на воде (на 10–12% в зависимости от вида).

Директор теплоходного товарищества "Петро­град" Николай Предтеченский отмечает, что спрос начал сильно расти с июля 2020 года и остаётся высоким по сегодняшний день. В целом же он считает, что сезон 2021 года будет удачным. Спрос на речные прогулки растёт в том числе и благодаря крупным мероприятиям.

"Мы привыкли, что есть несколько дат за навигацию, которые всегда отличаются высоким спросом. Накануне, например, был День ВМФ. Ранее проводился чемпионат Европы по футболу, во время которого также вырос спрос, но не столь значительно", — рассказывает Николай Предтеченский.

Инструктор компании Supwayspb Анатолий Барыкин добавляет, что спрос на прогулки на SUP-бордах в 2020 и 2021 годах стал выше в полтора раза, чем в 2019-м, но уже явно идёт на спад. За сезон только к ним на прогулки приходят 1–1,5 тыс. туристов. На данный момент в Петербурге работает более 40 подобных сервисов и частных инструкторов.

В "Горбилете" добавляют, что в целом по городу популярно и экскурсионное направление, в частности туры в Карелию, пригороды, обзорные маршруты.

Им не повезло

Однако эксперты отмечают, что спрос на некоторые развлекательные услуги в Петербурге в первом полугодии 2021 года, наоборот, снижается.

По мнению Артёма Деева, это связано в первую очередь с падением трафика в торговых центрах. "Сфера развлечений (фуд-корты, детские комнаты, кинотеатры и т.д.) находится в лидерах по числу закрытий, — отмечает Деев. — Число таких точек в торговых центрах сократилось за полгода на 15%. Испытывают трудности кинотеатры, театры (в связи с требованием по заполняемости на 50%), а также музеи, концертные залы".

Определённый шанс видится в том, что туристический поток в Петербурге всё же постепенно восстанавливается. В 2021 году ожидается, что Северную столицу посетят 3,5 млн человек, ежегодный прирост составит 3–4%.

Петростат сообщает, что объём платных услуг туристических агентств, тур­операторов и прочих услуг по бронированию в январе–мае 2021 года увеличился незначительно, на 2,3%, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, и составил 1,5 млрд рублей. При этом спрос на гостиницы и аналогичные услу­ги в январе–мае 2021 года вырос на 17,2%, составив в ­денежном выражении 4,9 млрд рублей.

Управляющий партнёр аналитической компании Marketing Logic Дмитрий Галкин добавляет, что возвращение к допандемийным показателям в 2021 году маловероятно, но всё же поток туристов увеличился по сравнению с прошлым годом: "Кого-то привлекла программа кешбэка для отдыха внутри страны, кого-то отпугнули ограничения и неопределённость, связанные с выездом за границу. Плюс Петербург традиционно очень популярное туристическое направление для россиян".

При всём этом эксперты признают, что глобальная переориентация туристов на Петербург всё же вряд ли ожидаема. Ведь город на Неве — это не курорт, а в первую очередь культурная и музейная столица.

Дарья Зайцева Все статьи автора
29 июля 2021, 07:03 422
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама