Учебный контент под мобильный и будущее ВУЗов онлайн

Автор фото: Валерий Матыцин/ТАСС

О будущем онлайн-образования и о том, сможет ли оно вытеснить классическое образование из ВУЗов, "Деловой Петербург" побеседовал с ректором ИМИСП, основателем IC Lab Ярославлом Павловым.

— Онлайн-образование за минувший год показало существенный рост. Такие результаты обеспечил ковид, или это в большей степени тренд времени?
Онлайн-образование смело можно считать трендом последних 15–20 лет. Другое дело, что все это время в голове обывателя оно было маргинальным форматом. Все воспринимали онлайн-образование как что-то дешёвое и менее качественное. Во время ковида многие были вынуждены погрузиться в мир онлайна.
Поначалу этот опыт для большинства был исключительно негативным. Но с опытом стало приходить понимание того, как реализовывать онлайн-формат и когда он уместен. Резюмируя, можно сказать, что ковид помог тренду онлайн-образования занять своё место и обеспечил качественный сдвиг. Без сомнения, после окончания пандемии онлайн-образование будет продолжать развиваться и с точки зрения объёмов рынка, и с точки зрения качества. При этом ценность и востребованность очного обучения в премиум сегменте также возрастёт.
— Какую часть в ИМИСПе онлайн-образование занимало в 2020 году и занимает сейчас?
ИМИСП очень осторожен с онлайн-форматом. У нас есть инструментарий и компетенции для реализации онлайн-обучения, но мы этим не злоупотребляем. Данный формат до пандемии использовался очень ограниченно и в дальнейшем будет применяться только там, где это добавит ценность для слушателей. Дело в том, что онлайн хорош в первую очередь для передачи знаний (особенно академических), а ИМИСП фокусируется на практических управленческих знаниях и навыках, обмене опытом, построении деловых связей между участниками. В серьёзном бизнес-образовании очный формат играл и будет играть более важную роль, чем онлайн. Хотя это не исключает использование разных форматов в зависимости от целей и задач в рамках конкретной программы. Но, повторюсь, ставку мы делаем на очном взаимодействии, обмене опытом и бизнес-практике.
— Онлайн-образование, с вашей точки зрения, мобилизует студента или расслабляет?
Я считаю, что формат не может мобилизовать или расслаблять студента. Всё зависит от мотивации, способностей и умения учиться. Важно понимать цели и задачи студента или слушателя. В случае бизнес-образования они лучше реализуются через очный формат. И то, что в онлайне эти цели и задачи могут не реализовываться, конечно, снижает уровень мотивации. Если же говорить о высшем образовании, наполненном академическими знаниями, там онлайн-формат открывает новые возможности для мотивированных студентов. Передача академических знаний в онлайн-формате позволяет студентам с разными способностями и скоростью усвоения материала быть более эффективными и результативными в обучении. Но преимущества онлайн-образования, конечно, касается в первую очередь академических знаний и в меньшей степени передачи практического опыта.
Автор: Гавриил Григоров/ТАСС
— Насколько с вашей точки зрения для современного студента важна социализация в стенах вуза?
Если говорить про слушателей программ уровня МВА, то социализация является важнейшим компонентом обучения для самих слушателей. Возможность взаимодействовать с равными себе, обмениваться опытом, выстраивать бизнес-связи — важнейшие аспекты для слушателей программ бизнес-образования.
Если же говорить о студентах высшего образования, там ситуация несколько отличается. Это касается и способов социализации, и привычек, и отношения к обучению. На мой взгляд, социализация в рамках освоения академических знаний вторична. Социализация становится действительно значим там, где начинается практика.
В программах высшего образования её традиционно довольно мало. Но тут социализация просто необходима, так как в жизни без реального опыта взаимодействия в очном формате будет очень тяжело. Другое дело, что для некоторых специалистов профессиональное взаимодействие может реализовываться в дистанционном формате. В первую очередь тех, кто работает в основном индивидуально.
При этом, не стоит забывать, что тысячелетиями человек жил, как социальное существо, реализующее себя через очное взаимодействие. Человек, как вид развивается значительно медленнее, чем технологии. И мы не можем за несколько десятков лет полностью переключиться на дистанционный формат взаимодействия без последствий для психики. Поэтому, если мы хотим быть успешными и ментально здоровыми, необходимо сохранять достаточный объём очного взаимодействия и в обучении, и в работе.
— Какие тренды сегодня в европейском и американском онлайн-образовании?
Во-первых, есть сильный тренд признания онлайн-обучения, как одного из форматов в академическом контексте. Многие ведущие международные ВУЗы вынуждены были признать и начать использовать онлайн-формат во время пандемии. Обратного пути уже не будет. Кроме того, есть явный тренд на партнёрство между онлайн-платформами и учебными заведениями.
Кроме того, есть ряд технологических и методических аспектов, которые стали индустриальными трендами. Это в первую очередь мобильное обучение и микро-обучение. Создание учебного контента, адаптированного под мобильные устройства, постепенно становится нормой. И тут значительную роль играет видео. Дробление учебных программ на маленькие кусочки, которые можно осваивать в короткие промежутки времени, ещё одна дань (или жертва?) современному образу жизни. Но, конечно, это работает не всегда и не везде.
Из трендов, которые очень активно растут на западе, но намного меньше заметны в России, можно отметить рост использования OER (open educational resources — открытых образовательных ресурсов). Это, конечно, не подходит для серьезного бизнес-образования, но в бакалавриате или даже в школах, такие материалы все активнее применяются и очень эффективно.
— Достаточно ли сегодня правовое регулирование онлайн-образования?
Международный опыт показывает, что чем меньше регулирования образования, тем лучше. Излишнее регулирование приводит к большому количеству бесполезных действий, перегрузке администраторов и преподавателей, бумажным компетенциям студентов (т.е. существующим только на бумаге) — всё это не работает на практике. На практике лучше всего работает система добровольных независимых аккредитаций. Это и даёт возможность утвердить индустриальные стандарты качества, и оставляет пространство для инноваций.
Хочешь соответствовать лучшим практикам — приведи программы в соответствие со стандартами. Хочешь экспериментировать — создавай новые программы без аккредитаций и пусть рынок тебя оценит. А главное, в аккредитационных комиссиях уважаемых организаций интересуются реальным положением дел и профессионально проверяют, что реально происходит, а не что написано в бумажках. Для бизнес-образования самая главная аккредитация — это AMBA, кроме того, стоит выделить BGA, IQA, AACSB, EQUIS. Кстати, аккредитация АМВА уже включает требования к онлайн-формату в программах МВА. Отдельных аккредитаций для онлайн-образования, которые однозначно признаются всеми игроками рынка (как АМВА для программ МВА), пока нет. Но, я верю, что всё впереди. Тем более, что есть отдельные нишевые аккредитации для онлайн-продуктов, которым можно доверять.
— Возможно ли уже сегодня создать престижный онлайн вуз? Когда это станет актуальным и что для этого нужно?
Если говорить про ВУЗ в современном нашем понимании, скорее нет, чем да. Но я уверен, что система образования будет претерпевать изменения. Я вполне допускаю, что в каких-то сферах (например, дизайн) престижные онлайн-школы могут появиться уже в ближайшее время. Более всего это подходит для тех профессиональных областей, в которых специалист работает больше индивидуально, чем в социальном взаимодействии.
С другой стороны, экономика онлайн-образования сейчас такова, что большинство предпринимателей и учебных заведений нацелено на создание масштабируемых недорогих онлайн-программ. Любое престижное образование требует высоких затрат, а значит премиум программа в онлайн будет стоить значительно дороже, чем ожидает большинство потребителей.
В случае с бизнес-образованием могу уверенно сказать, что онлайн-МВА действительно высокого качества практически не будет отличаться по затратам от очной МВА. То, что мы можем сэкономить на помещениях, компенсируется затратами на технологии и дополнительные инструменты. При этом даже самые продвинутые технологии не смогут заменить очные занятия на МВА полностью. Поэтому наиболее престижные программы бизнес-образования ещё долго будут оставаться в очном и смешанном формате.