Умный дом в вашем смартфоне

В Петербурге объединяют управление общедомовым и персональным оборудованием. "ДП" выяснил, где внедряются подобные концепции, и изучил их функционал.

Ещё каких–то 5 лет назад такое понятие, как умный дом, казалось большинству людей чем–то ультрасовременным. А интернет вещей — концепция передачи данных между устройствами — представлял собой нечто из области фантастики. Но уже сейчас во многих квартирах есть как целые системы, так и отдельные устройства умного дома от "Яндекса", Xiaomi и других производителей.

Будущее — сегодня

"Интернет вещей, про который ещё недавно все так много говорили, уже реализован, — констатирует IT–директор компании Remagic Digital Александр Тихомиров. — Зарубежные компании работают над этой концепцией достаточно активно, однако на нашем рынке такие системы представлены пока в меньшей степени. Но я думаю, что уже в обозримом будущем мы не будем даже представлять, как раньше жили без этих функций".
Понимая тенденцию к автоматизации и контролю любых процессов при помощи гаджетов, застройщики начинают внедрять подобные решения и в своих жилых комплексах. К примеру, девелоперы в новых домах предусматривают возможность установки умных счётчиков, которые собирают и отправляют данные о потребляемых ресурсах в управляющую компанию. А специальные приложения позволяют контролировать и оптимизировать расход воды, электричества и отопления.

Технологии начинаются у парадной

Умные устройства сегодня помогают людям буквально на каждом шагу. Например, системы IP–домофонии позволяют открывать гостям дверь парадной прямо со смартфона или генерировать для них одноразовые пропуска, которые можно отправить через любой мессенджер. А личный цифровой ключ жильца защищён от копирования и взлома.
Дверь парадной также открывается с помощью активированного Bluetooth в смартфоне — для этого его даже не придётся доставать из кармана. Кроме того, в специальном приложении в любой момент можно посмотреть данные с камер видеонаблюдения, установленных при входе в парадные, в холлах первых этажей, лифтах, паркингах, по периметру ЖК и на детских площадках.
Сбор данных со счётчиков происходит в автоматическом режиме, а оплачивать счета за коммунальные услуги можно тоже прямо в приложении. Там же есть возможность вызвать сантехника или электрика и узнать важные новости от управляющей компании. Застройщики предусматривают датчики контроля протечек, задымления и доступа в квартиру, которые сообщат о проблеме или проникновении посторонних, если вы находитесь вне дома.

"Конструктор" для новосёлов

Объединённое управление как общедомовым оборудованием, так и личными гаджетами в квартирах пока является редкостью. Сейчас внедрением одной из немногих подобных комплексных систем в Петербурге занимается холдинг Setl Group. Разрабатываемая девелопером концепция SetlHome позволит жильцам контролировать различные системы и устройства при помощи обычного смартфона с установленным приложением.
Базовый функционал SetlHome включит в себя все описанные выше механизмы управления и контроля, но в то же время будет иметь практически неограниченные возможности по расширению. С помощью дополнительного программного обеспечения туда можно интегрировать "умные" розетки и выключатели, автоматические шторы и другие электронные устройства умного дома. Для этого необходимо самостоятельно приобрести и установить элементы оборудования, а также дополнить приложение новыми программами.
"Система сможет автоматически готовить квартиру к приходу хозяев: к определённому времени загорится свет, будет разогрет обед и созданы прочие комфортные условия в соответствии с заданными в приложении параметрами, — приводит пример Александр Тихомиров. — Логически всё должно стремиться к тому, чтобы управление устройствами подстраивалось под привычки пользователя".
Ещё одной полезной функцией SetlHome станет интегрированный в собственное мобильное приложение чат соседей. Конечно, сейчас многие жители кооперируются и создают группы в WhatsApp и Telegram, но в такой коммуникации есть ряд недостатков. Во–первых, о существовании такого чата ещё нужно узнать, что довольно сложно, когда дом только заселяется и жители пока между собой не знакомы. Кроме того, групп может быть несколько, что тоже мешает прозрачности обмена информацией.
Объединённые интерфейсы управления внутридомовыми и внутриквартирными системами будут развиваться и дальше, уверен Тихомиров.
К примеру, сейчас в нашей стране получил широкое распространение каршеринг, но в соседней Финляндии пошли дальше — места стоянки прокатных автомобилей там часто привязаны к паркингам домов и ими пользуются жители. В приложении можно забронировать себе машину, не выходя из дома. Для ещё большего удобства в систему возможно добавить аналогичные расписания для спортивного зала и другой придомовой инфраструктуры.

Первый опыт в комфорт–классе

По мнению Александра Тихомирова, наличие перечисленных опций в квартире в частности и в доме в целом — очень важное продающее свойство, особенно для молодого поколения, и застройщикам это действительно нужно.
"Сегодня основной тренд, который прослеживается во всех сегментах недвижимости, — создание комфортной жилой среды, — отмечает Олег Пашин, генеральный директор “Петербургской недвижимости” (Setl Group). — Мы постоянно следим за изменением требований покупателей и повышаем качество своих проектов: системы, аналогичные SetlHome, раньше устанавливались только в домах бизнес–класса".
Первым жилым комплексом, где будет реализована система SetlHome, станет проект высокого комфорткласса "Стрижи в Невском 2", эксклюзивным брокером которого выступает "Петербургская недвижимость".
Объект строится у станции метро "Ломоносовская", напротив парка им. Бабушкина.
Помимо современного цифрового оснащения в жилом комплексе предусмотрено и множество других нововведений для комфортной жизни. Это эксклюзивный проект благоустройства, дизайн холлов и общественных пространств, а также уникальные игровые площадки SetlKids, которые создавались совместно с детскими психологами.
Сдача комплекса в эксплуатацию запланирована на 2023 год.