Евгения Иванова Все статьи автора
16 июня 2021, 12:01 638

Инфраструктуры недостаточно: Петербургу и Ленобласти нужно больше мусорных заводов

Фото: Сергей Коньков

Исполнительный директор АО "Автопарк №1 "Спецтранс" Константин Язев рассказал "ДП", как работает крупнейший мусорный оператор города.

Как постоянный перенос мусорной реформы в Петербурге сказывается на рынке и его игроках?

"Не наш метод": Дрозденко пообещал не сжигать мусор в Ленобласти

"Не наш метод": Дрозденко пообещал не сжигать мусор в Ленобласти

186

— Считаю, нам крупно повезло — есть время и возможность посмотреть на опыт других регионов, пообщаться с коллегами. Услышать их "боли" и наоборот, удачные кейсы. У "Спецтранса", например, уже сформировался уникальный опыт — мы и в реформе и не в реформе, так как обслуживаем Гатчинский и Тосненский районы Ленинградской области, где новые правила уже действуют.

Вы участвовали в конкурсе на выбор регионального оператора несколько лет назад. Будете ли участвовать в новом?

— Пока у нас нет финального решения. Нужно посмотреть на условия конкурса и зонирование, оценить свои силы, взвесить все за и против. В том числе, рассматриваем возможность привлечения партнёра, чтобы совместно принять участие. Когда объявят конкурсную процедуру, тогда и примем окончательное решение.

Исполнительный директор АО "Автопарк №1 "Спецтранс" Константин Язев
Исполнительный директор АО "Автопарк №1 "Спецтранс" Константин Язев

Обсуждали с АО "Невский экологический оператор" возможное взаимодействие?

— Да, мы ведём переговоры с НЭО и принимали их на наших объектах. В марте к нам приезжали и местные органы власти, и представители федеральных ведомств — мы показали свою инфраструктуру и готовность сотрудничать. Ждём конкурс — тогда всё станет понятно.

Как оценивается готовность города к реформе и степень интеграции инфраструктуры с Ленобластью?

— Пока инфраструктуры недостаточно. Заводы "МПБО-2" морально и физически устарели. В регионе нужно построить ещё от трёх до пяти заводов по обработке, чтобы реформа заработала здесь полноценно.

Отходы как источник дохода: топливо из мусора нашло своего покупателя

Отходы как источник дохода: топливо из мусора нашло своего покупателя

534
Евгения Иванова

Что сейчас входит в бизнес "Спецтранса"?

— Первая фаза — это всегда сбор отходов. С этого начинался бизнес Автопарка №1 "Спецтранс". Сейчас у нас около 400 единиц спецтехники. Часть техники и оборудования мы производим сами на механическом заводе "Спецтранс".

Второе — обработка мусора, у нас четыре объекта сортировки твёрдых коммунальных отходов (ТКО). Самый современный — мусорообрабатывающий комплекс "Обухово", мы запустили его в конце 2020 года. В прошлом году открыли инжиниринговый центр, который разрабатывает технологические решения для модернизации производств, чтобы увеличить мощность заводов по обработке ТКО.

Финальный этап — захоронение. Полигон "Новый Свет — ЭКО" — тоже часть бизнеса "Спецтранса", но все мы понимаем, что это временная история и нужно стремиться к эффективной утилизации и к уменьшению объёмов захоронения.

Как проходит введение раздельного сбора?

— Проекту почти полгода, в него будут вовлечены 10 районов города и отдельные локации Ленобласти. На контейнерных площадках устанавливаются баки для пластика, макулатуры и стекла.

В планах — открыть точки раздельного сбора отходов (РСО) в парках, общественных пространствах и экопункты для различных видов отходов вблизи гипермаркетов. Ещё тестируем и скоро предложим решение для бизнеса по организации РСО в офисах и на предприятиях. Там тоже будут разные фракции, включая, например, батарейки.

Готовы ли горожане разделять мусор?

— Процент загрязнённости вторичных материальных ресурсов (ВМР) небольшой — 12%. То есть люди вовлекаются в сортировку, это радует. Но всё равно надо учить сортировать и отличать фракции. Есть проблемы с видами пластика — к сожалению, в контейнер для твёрдых видов пластика бросают и мягкий (плёнку), и многослойную упаковку, и неперерабатываемые полимеры с маркировкой 3, 6, 7. Пока что доля "лишнего" в контейнере доходит до 42%, но мы ищем способы утилизировать другие фракции тоже.

В любом случае, все раздельно собранные отходы отправляются на досортировку — нужно разделить пластик на разные типы, убрать всё лишнее. Иногда забираем пластик и макулатуру одним мусоровозом — в этом нет ничего критичного, так как вторсырьё всё равно проходит досортировку.

Уверен, что интерес к проекту РСО будет только расти. Мы планируем помимо установки контейнеров заниматься экопросвещением детей и взрослых.

На какие отходы есть спрос?

— Сегодня все говорят про раздельный сбор и переработку мусора, но при этом мало кто знает, что чаще всего (90%) это даунсайклинг (производство сырья более низкого уровня. — Ред.). Сейчас в России почти никто не делает из бутылки пищевую бутылку (bottle to bottle). Очень мало создано стимулов для такой переработки, хотя технологически это возможно. Для настоящего рециклинга с пищевым качеством нужно строить большой завод с досортировкой, линией мойки, водоочистки, надёжным и дорогостоящим оборудованием. Чтобы сделать всё это экономически эффективным, нужны большие мощности — к примеру, линия мойки на 4 тонны в час стоит лишь на 20% дороже линии на 2 тонны в час.

Но есть проблема — нехватка рассортированного сырья по типам ПЭТ, ПНД, ПП, отсутствие свободного рынка и долгосрочных гарантий наличия сырья. Можно даже создать биржу, на которой переработчики покупали бы сырьё, но нужен контроль — чтобы что все правильно с ним обращались. Государство должно создать условия, при котором этот рынок будет и будет надолго, причём на стороне переработчиков.

Что делать с невостребованными фракциями?

— Исследовать и внедрять новые технологии. Но нужны инвестиции и гарантия непрерывного потока этих отходов, должных объёмов для переработки. Это большая проблема для многих переработчиков.

Мы сейчас активно тестируем технологии для переработки органики в техногрунт и компост. Исследуем тетрапак и способы его переработки. Компания Tetra Pak поддерживает проекты вторичной переработки, мы с ними сотрудничаем. Многие думают, тетрапак — это экологичная "картонная" упаковка, в пользу которой надо отказываться от пластика. На самом же деле он состоит из 6 слоёв, включающих картон, полиэтилен и алюминий. Это делает тетрапак крайне сложным для переработки. Для извлечения вторичного сырья нужно качественно отделить слои друг от друга. Это делается на гидроразбивателе или аэродинамическом диспергаторе. При переработке получается целлюлозное волокно — его можно использовать в бумажной и даже строительной промышленности, или полиалюминиевая смесь — применяется для производства полимерпесчаных изделий. Но этот способ переработки требует огромное количество воды. Мы ищем более экологичные способы.

Сколько мусора вы собираете?

— "Спецтранс" вывозит 1 млн тонн отходов в год, это примерно 45% всех производимых в городе ТКО. Мы планируем в этом году обработать около 25%. Также в планах — совместно с партнёрами построить большой завод, который будет принимать весь объём в 1 млн тонн.

При обработке мы извлекаем около 12% вторсырья, 33% — органика, которая перерабатывается в техногрунт, 18% идёт для производства SRF-топлива, "хвосты" — остатки сортировки — порядка 17%. Оставшиеся 20% — это испарение влаги в процессе обработки.

Где захораниваете?

— Всё, что невозможно переработать, отправляется на полигон "Новый Свет ЭКО". Это современный лицензированный полигон, где 24 часа в сутки мы ведем контроль состояния окружающей среды. С 2015 году здесь работает станция активной дегазации, которая генерирует электроэнергию из свалочного газа. Затем мы передаем электричество в городскую сеть.

Какие проекты сейчас готовите?

— Наращиваем сбор ВМР и рециклинг. "Спецтранс" подписал с компанией "СИБУР" контракт на поставку сырья для проекта по выпуску "зелёной" ПЭТ-гранулы на предприятии "Полиэф" в Благовещенске (Башкортостан). Общий объём поставок предварительно оценивается в 4000 тонн ПЭТ-флексы ежегодно. Для этого планируем совместно с компанией "Втор-Пласт" построить завод по переработке пластиков мощностью 12 000 тонн в год (прозрачно-голубая и цветная флекса). Перерабатывать будем ПЭТ-бутылки, производить — тару для пищевой промышленности. Это позволит предотвратить захоронение и вовлечь в повторное использование более 140 млн бутылок ежегодно..

Ещё активно развиваем работу с нейросетями. Уже внедрённая онлайн-система управления транспортированием позволяет контролировать вывоз отходов и доставку их на полигон или предприятие по обработке. Сейчас мы начали тестировать и настраивать нейросеть, которая будет определять состояние контейнеров и контейнерных площадок, выявлять нарушения санитарных норм, анализировать заполняемость и график вывоза. Это упростит рабочие процессы — позволит сократить человеческие ресурсы на просмотр видео и формирование заявок на устранение нарушений.

Есть общепринятое мнение, что тема мусора — скандальная и криминальная.

— Такое мнение сложилось из-за тех игроков — обычно небольших, локальных, — которые ведут бизнес бесконтрольно и используя "серые" схемы. Вывозят по-тихому на нелегальные свалки, а контролирующие органы закрывают на это глаза.

Но когда у тебя большая компания и огромная система транспортирования, лицензированный полигон, а мусоровозы с GPS как на ладони, — бизнес понятный и прозрачный. К нам, как к крупнейшему оператору в городе, приковано внимание проверяющих органов, экоактивистов, общественности. А сейчас из-за реформы это внимание особенно пристальное.

Кроме того, теперь все процессы оцифрованы — благодаря видеофиксации и нейросетям можно в реальном времени смотреть, как мусоровозы забирают отходы с площадок, в каком объёме, куда везут, за какое время. Технологии помогают как вести контроль над ними, так и отлаживать внутренние механизмы нам самим.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама