Удар ниже ворот: чего от Евро-2020 ждёт бизнес Петербурга

Автор фото: vostock-photo

Сегодня стартует чемпионат Европы по футболу, перенесённый с прошлого года. Петербургу он запомнится не только спортивной составляющей, но и большим количеством противоречий и запретов для бизнеса.

Северная столица примет шесть матчей группового этапа Евро–2020 и одну игру четвертьфинала. Как рассказал "ДП" вице–губернатор Петербурга Борис Пиотровский, проведение чемпионата обошлось городскому бюджету примерно в 700 млн рублей.
"В настоящее время прорабатывается возможность частичной компенсации затрат из федерального бюджета в размере не менее 200 млн рублей. Основная выгода для Петербурга предполагается от большего потока туристов, увеличения налоговых отчислений субъектов предпринимательства, а также продвижения города как спортивного центра в целом", — уточнил он.

Лето важнее футбола

У рестораторов на чемпионат Европы особые планы. Совладелец ресторана "Карл и Фридрих", "Альпенхаус" и "Русская рыбалка" Михаил Фейгельман рассказал "ДП", что в преддверии события в его ресторанах проходили переговоры с представителями фанатских движений Швеции, Бельгии, Финляндии и Словакии, чтобы зарезервировать часть мест для болельщиков из этих стран.
В "Альпенхаусе", где установлен самый большой в городе экран для спортивных трансляций, бронирования на дни ЧЕ начались уже давно. Было очевидно, что за неделю до старта Евро свободных мест на эти даты уже не будет.
"Нас всегда радует увеличение туристического потока в Санкт–Петербург, но, к сожалению, турнир не станет спасением после всех ограничений, которые были в 2020 году. Предполагаем, что в дни турнира выручка заведений увеличится на 20%", — говорит Фейгельман.
Некоторые участники ресторанного рынка напоминают о том, что, по опыту ЧМ–2018, ожидания бизнеса часто оказываются выше, чем получается по факту.
"Во время ЧМ много было приезжих, которые просто хотели посетить заведение. Но я бы не сказал, что выручка благодаря этому вышла больше, чем обычно летом (+10%), мы ожидали большего", — указывает основатель петербургской управляющей компании Evdokimov group Владислав Евдокимов.
Михаил Фейгельман же отмечает: учитывая, что стоимость билета на футбол начинается от 35 тыс. рублей, болельщики приедут вполне платёжеспособные.
На небольшой рост выручки рассчитывают владельцы пиццерий и фаст–фуда. Так, основатель крафтовой пиццерии "Мастер и Маргарита" Пётр Лобанов прогнозирует, что в 2 предстоящие недели доходы вырастут на 15%. Однако, учитывая, что въезд в Россию болельщиков из некоторых стран до сих пор закрыт, ажиотажа, как в 2018 году, не будет.
Совладелец PITA’S Александр Крылов и вовсе уверен, что главным фактором заработка станет тёплое лето, а не ЧЕ. Формат кафе не предполагает бронирований. Так что там рассчитывают на стандартный рост выручки в 7–10%.
В ресторанах Wine Gogh, Frida grand cafe, гранд–кафе "Чайный Дом" надеются на выручку в 1,5 раза больше нынешней по выходным дням во время ЧЕ. "Болельщики, а особенно иностранные, увлечённые футболом, в большинстве своём очень щедрые, поэтому всегда оставляют хорошие чеки. На ЧМ–2018 во всех наших заведениях была рекордная выручка", — рассказал специалист заведений по маркетингу и PR Артур Хусаинов.

Турнир по запретам

Чем меньше времени оставалось до старта Евро–2020, тем больше сюрпризов преподносилось петербургским предпринимателям. По логике, такие события придуманы как раз для того, чтобы пополнить городскую казну и дать бизнесу возможность заработать. Особенно учитывая то, что год назад все планы оказались безжалостно порушены ковидом.
Но, как оказалось, на практике всё выглядит иначе. Проблемы вызвали не столько барьеры, воздвигаемые региональными властями, сколько строгие правила проведения международных турниров, установленные УЕФА. Однако Смольный тоже есть в чём упрекнуть: судьбоносные решения почему–то объявлялись буквально в последний момент. Для того чтобы изменить ситуацию в свою пользу, бизнес–сообществу пришлось приложить немало сил для переговоров и увещеваний. В итоге кое–где на уступки пошёл даже несговорчивый УЕФА.
На этой неделе стало известно, что малый бизнес не хотят подпускать к фан–зонам. Объектам нестационарной торговли, расположенным в радиусе двух километров от них и "Газпром Арены", запретили работать в дни чемпионата.
Председатель РОО "Содействие малому бизнесу" Янина Гришина отмечает, что бизнес–сообщество узнало о грядущих запретах чуть больше месяца назад. Запреты на работу НТО вблизи стадиона закрепляются в ФЗ–108 "О подготовке и проведении в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", но про фан–зоны там не упоминается.
Гришина считает, что в комитете имущественных отношений (КИО) неправильно трактовали закон. Получалось, что НТО на всём Невском проспекте и прилегающих к нему улицах должны были быть закрыты. "В уведомлении КИО было сказано о закрытии НТО, но ни слова не было про компенсацию бизнесу за аренду. В комитете, видимо, забыли, что в прошлом году предприниматели брали эти места с аукционов для того, чтобы отработать 2 недели, которые могут дать владельцам торговых точек возможность обеспечить себя на год вперёд", — говорит Гришина.
9 июня уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге Александр Абросимов провёл совещание с представителями Смольного и бизнес–сообществом. Органами власти города совместно с АНО "УЕФА Евро 2020" был собран список стационарных и нестационарных торговых объектов и аттракционного оборудования в радиусе двух километров вокруг стадиона "Санкт–Петербург". Он опубликован на сайте комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ).
Стационарным торговым объектам разрешили осуществлять коммерческую деятельность при условии, что они не меняют свой внешний вид, включая фасады, относительно того, как они представлены на изображениях в этом списке.
Автор: ТАСС
НТО и аттракционы могут работать при условии, что у них будет отсутствовать внешнее и внутреннее брендирование. При этом разрешается продажа навынос любой продукции коммерческих партнёров УЕФА, а также продуктов питания организаций, не являющихся коммерческими партнёрами УЕФА, без какого–либо брендирования и ассоциирования с Евро–2020.
"Когда город начал готовиться к этому событию, мы стали получать обращения от представителей бизнес–сообщества на предмет того, как им работать и готов ли город компенсировать им убытки, если они закроются. Решено не прекращать деятельность НТО на период матчей. Органы исполнительной власти и представители УЕФА это подтвердили", — говорит Александр Абросимов.
История с чехардой запретов и разрешений продолжилась в транспортной сфере. Сначала власти города внезапно решили пропылесосить улицы города от электросамокатов. Причём сделали это за 2 дня до Евро–2020 во всех районах, включая спальные.
Потом председатель комитета по транспорту Кирилл Поляков сообщил, что на время проведения матчей для электросамокатов будет действовать запрет. Но в итоге оказалось, что езда всё же будет не запрещена, а ограничена.
Вечером 9 июня комитет подписал соглашение с кикшеринговыми компаниями, согласно которому на тротуарах и в зонах массового скопления людей будет ограничена скорость: 10 км / ч до 12 июля и 15 км / ч после этой даты. В целом по городу максимально разрешённая скорость передвижения на электросамокате составит 20 км / ч.
Также до 12 июля запрещено размещение и передвижение самокатов на Адмиралтейском проспекте, Невском проспекте, Большой Конюшенной улице, Большой Морской улице, Английской и Дворцовой набережных.
Изначально у нас были положительные прогнозы относительно периода матчей УЕФА. Но сейчас я вижу, что никакого значительного эффекта на гостиничный рынок это мероприятие не окажет. Мы привлечём дополнительный объём гостей в этот период, но назвать его значимым нельзя. Не стоит отрицать, что любые массовые мероприятия в городе способствуют восстановлению гостиничного и туристического бизнесов. Но неверно и переоценивать влияние этих мероприятий. Рынок всё ещё испытывает значительные трудности. Я считаю, что матчи чемпионата Европы и чемпионата мира имеют разный вес, а что самое важное — проходят в разные с экономической точки зрения периоды. Из–за эпидемиологической обстановки и ограничений на приобретение билетов мы точно не увидим такого объёма туристов, который был в 2018 году. Скорее это будут небольшие группы, которые поедут на игры точечно, без активного перемещения внутри страны, как это было на чемпионате мира. У нас есть определённый объём бронирований, но после изменений в билетной политике УЕФА было много отмен. Люди просто не смогли получить билеты и отменили свою поездку. Пока сложно сделать прогноз: первый матч и так пройдёт в пиковые даты по загрузке. Если бы его не было, наши отели всё равно бы имели высокую заполняемость.
Алексей Карпов
Коммерческий директор Academia Hotels
Город вынужден идти на те условия, которые определяют организаторы турнира. Если мы говорим про первый запрет — на торговлю алкоголем в стеклянной таре, — то он более понятен, чем запрет на НТО. Стеклянная тара — предмет, который можно использовать в качестве оружия. С этим сложно не согласиться. На Кубке конфедераций и на ЧМ–2018 мы определяли расстояние от стадиона, и получалось, что в радиус двух километров попадал и Васильевский остров, хотя оттуда болельщикам не попасть на арену.
Алексей Макаров
Депутат Законодательного собрания Санкт–Петербурга
У нас был очень хороший спрос раньше, и мы верим, что Петербург отлично подходит для развития кикшеринга. Мы всегда во главу угла ставили безопасность в нашей работе. Например, компания ввела зоны ограниченной скорости за 2 недели до принятия соответствующего соглашения с Петербургом. Скорость наших самокатов ограничена до 20 км / ч. В специальных зонах, где она замедлена до 10–15 км / ч, устройства автоматически сбрасывают ход, плавно замедляясь и не позволяя превысить установленный рубеж.
Алёна Сухаревская
Представитель кикшеринга Urent