Как стать единорогом: почему мегастартапы завоёвывают мир, но не Россию

Автор фото: www.istockphoto.com

В мире сейчас 700 стартапов, чья капитализация превышает $1 млрд. Проектов из России в этом списке нет. "ДП" решил выяснить, почему и есть ли у местных компаний шансы пополнить ряды единорогов.

Впервые термин "единорог" применительно к быстрорастущим стартапам употребили в 2013 году. Число компаний, добившихся этого статуса, растёт из года в год. Многие проекты хорошо известны. В их числе Clubhouse, Duolingo, Revolut. В своё время единорогом называли Uber и Airbnb. Впрочем, большая часть мегапроектов до сих пор известна только экспертам и венчурным инвесторам. В том числе это объясняется тем, что главная задача стартапа — быть впереди, не следовать трендам, а формировать их.

Географическая особенность

По данным отчёта CBInsight, в июне 2021–го на планете "пасётся" 701 единорог, совокупная оценка этих компаний составляет $2,254 трлн. Большинство работают в США, Китае, Индии и Великобритании. Но число стран, рождающих мегапроекты, расширяется. На днях первый единорог появился в Латвии. Наш ближайший сосед, Финляндия, тоже представлен в списке стран, в которых работают единороги, правда, всего одним проектом — HMD Global, занимающимся разработкой мобильных устройств.
Российские проекты, несмотря на то что в стране работает больше 100 инкубаторов и акселераторов для стартапов, в списке отсутствуют. Впрочем, в нём есть компании, основанные выходцами из России.
Дотянуть до статуса единорога местные игроки не могут из–за пассивности российских венчурных инвесторов. "В итоге у западных финансистов формируется устойчивое предубеждение, что Россия — не лучшая страна для старта экспансии на Запад. Стартапы из РФ по умолчанию получают меньшую оценку, чем аналогичные компании, работающие на международном рынке, а российская выручка изначально почти не учитывается западными инвесторами", — объясняет Александр Семёнов, инвестор, член португальского инвестфонда Red Angels и генеральный директор ГК "Корус Консалтинг". Поэтому отечественные компании стремятся как можно скорее уйти из российской юрисдикции и получать доходы от зарубежных пользователей.
Например, тот же Revolut москвича Николая Сторонского считается британской компанией. Люксембургской называют компанию с российскими корнями OCSiAl. Она производит графеновые нанотрубки, обладающие повышенной электропроводностью и прочностью. Их добавляют в другие материалы, чтобы придать им новые свойства и увеличить срок эксплуатации электрических приборов.

Перспективные отрасли

За 2021 год число единорогов уже пополнили 170 новых компаний. Самые популярные отрасли, в которых работают новички списка, — здравоохранение, финансовые услуги, конфиденциальность и безопасность. Показательным считается сервис Stripe для обработки онлайн–платежей, недавно его оценили в $95 млрд. После установки ПО клиенты сервиса могут практически мгновенно начать принимать оплату за продукты и услуги с кредитных карт и переводить их на свои банковские счета.
Стартапы, позволяющие интегрировать финансовые сервисы в нефинансовые продукты и платформы, будут востребованы ещё долго. В ближайшем будущем в этой нише точно появятся новые звёзды.
Наталия Дегтярева, руководитель акселератора ВТБ, добавляет ретейл в категорию отраслей, в которых стоит делать бизнес в надежде стать единорогом. "Бурно будут развиваться технологии, которые упрощают взаимодействие пользователей с поставщиками продуктов и сервисов. Объёмы пользовательских данных растут, это ускоряет развитие технологий машинного обучения и искусственного интеллекта, позволяющих предсказывать поведение и будущие потребности клиентов", — говорит она.
Ещё одна перспективная ниша, на которую стоит обратить внимание, — технологии для удалённого образования, широко востребованные во время эпидемии коронавируса.
"В мире насчитывается 25 EdTech–единорогов, которые за последнее десятилетие коллективно привлекли более $16 млрд инвестиций. Их общая стоимость, по оценкам аналитиков, превышает $74 млрд. Более того, в индустрии есть три компании, которые оцениваются более чем в $10 млрд", — говорит Павел Фролов, основатель компании "Роббо". Крупнейшая из них, китайская Yuanfudao, установила в первой половине 2020 года мировой рекорд инвестиционного раунда — $1 млрд.

Ингредиенты успеха

Среди быстрорастущих единорогов выделяется стартап Pacaso из Сан–Франциско и израильский проект по кибербезопасности Wiz. Первый помогает покупать вторые дома для каникул в других странах, второй — находить бреши в инфраструктуре общедоступного облака. Самый дорогой единорог сегодня ($140 млрд) — китайская компания ByteDanc, владеющая TikTok. В топе агрегатор каршеринга Didi Chuxing ($62 млрд) и компания по доставке продуктов питания Instacart ($39). Отрасли, в которых работают единороги, имеют значение, но главный вывод формулирует Елизавета Уросова, директор бизнес–инкубатора "Ингрия": "Чтобы стать единорогом, необходимо предложить рынку решение, которое будет дешевле во временных и денежных затратах. Которое к тому же можно масштабировать".
Остальные составляющие успеха называет Наталья Шкиртиль, партнёр стартап-студии i–Free Ventures: "Это наличие сильной команды и модели монетизации, умение вовремя развернуть бизнес–модель для тестирования новых направлений. Однако исследование известного венчурного инвестора Билла Гросса, выпустившего множество единорогов, показало: самым важным фактором успеха является своевременность". От того, попал проект "в струю" или нет, в большей степени будет зависеть успех или провал стартапа.
Дмитрий Филонов, эксперт, автор Telegram–канала The Edinorog, в качестве примера вспоминает сервис для онлайн–конференций Hopin. "Его основатель придумал идею и поднял первые инвестиции за несколько месяцев до пандемии, а карантин как нельзя лучше сыграл ему на руку: оценка компании стрельнула выше $1 млрд. Сейчас это самый быстрорастущий единорог", — отметил он.

Глазами инвестора

Мировым рекордсменом по инвестициям в единороги этом году стал фонд Tiger Global Management (вложился в 45 проектов), за ним идут Insight Partners (22) и Accel (19). В топе также Sequoia Capital, Y Combinator и Index Ventures. Российские деньги тоже помогают расти официальным единорогам — так, фонд Russia–China Investment Fund вместе с партнёрами инвестировал сразу в два в китайских единорога на базе искусственного интеллекта: MEGVII (распознавание лиц) и Mininglamp Technology (обработка больших данных), а "Роснано" — в OCSiAl.
Виталий Полехин, президент международной организации инвесторов Investoro и ведущий преподаватель инвестиционного режима Стартап Академии "Сколково", рассказывает, чем сейчас интересуются бизнес–ангелы. "Мы видим спрос на технологические прорывы, затрагивающие все аспекты жизни и бизнеса: удалённая работа, искусственный интеллект, цифровое здравоохранение, онлайн–образование, кибербезопасность, социальные сети. Именно сейчас все эти секторы будут пересекаться и превращаться в один ярко выраженный мегатренд, получающий чёткую практическую направленность, на которую ориентируются и технологические стартапы, и технологические инвесторы. Это удалённые решения, которые создаются на стыке нескольких секторов и отвечают запросу на новую эффективность. Здесь и будут появляться новые стартапы, которые станут единорогами", — считает эксперт.
В конце 2020–го и начале 2021–го Виталию Полехину и партнёрам удалось инвестировать в несколько компаний, которым эксперты предсказывают большой рост. Среди них дизайн–платформа для недизайнеров Canva, маркетплейс для онлайн–курсов Udemy и Miro — инструмент для удалённого взаимодействия команд. "Все они существенно выросли и выиграли за счёт изоляции и пандемии. Но при ослаблении ограничений рост продолжается, то есть пандемия явилась определённым триггером изменений в потребительском поведении и тренд на “удалённое всё” будет устойчивым и в будущем". Совет понятен: постпандемийные тренды поднимут к небесам множество компаний, важно вовремя заметить новый.
"В Петербурге есть минимум две компании, которые не являются подтверждёнными единорогами, но точно близки к этому. Это JetBrains, разработчик инструментов для программирования, и Nexign, ведущий поставщик BSS–решений", — напоминает Александр Семёнов, инвестор и член португальского инвестфонда Red Angels.
В этом году SemRush петербургских предпринимателей Олега Щёголева и Дмитрия Мельникова начала торговаться на Нью–Йоркской бирже с капитализацией больше $1 млрд.

Шансы есть

Коронавирус не убил единорогов, а, наоборот, подстегнул их рождаемость: за первую половину 2021–го таких стартапов появилось даже больше, чем за весь 2020 год. Каждый единорог так или иначе трансформирует свою отрасль и кардинально меняет модель потребления, клиентский опыт, схему монетизации и представление об услугах. Условно говоря, делает жизнь своих клиентов лучше, чем она была до этого.
"Лучший способ стать единорогом — это ориентироваться на решение большой проблемы на большом рынке. Россия — достаточный рынок, чтобы вырастить единорога, но всё же проще это сделать, будучи глобальной компанией и покрывая разные рынки", — советует Виталий Полехин. Другими словами: всё, что завтра будет востребовано в мире, и есть залог построения единорога, уточняет Александр Семёнов.
Наталья Шкиртиль подтверждает, что шансы есть у всех IT–компаний, где бы они ни находились. Петербург, Пермь, Вологда — не так уж и важно, где живут основатели и команда разработчиков.
"Одни из самых известных отечественных почти единорогов — игровая студия Playrix с вологодскими корнями и платформа для совместной работы Miro, которая изначально зародилась в Перми. В Петербурге отдельно стоит отметить программу для управления задачами Wrike, которая была куплена за $2,25 млрд в марте этого года", — уточнила она.