В 2020 году государственные закупки стали драйвером развития мебельного производства. И в 2021 году отраслевые предприятия во многом ориентируются на запросы корпоративного сектора.
За последнее время крупнейшие заводы расширили ассортимент продукции в соответствии с потребностями госучреждений, компаний и корпораций с госучастием — как, например, "Первая мебельная фабрика", освоившая производство мебели для медицинских учреждений
Всего, по данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, продажи мебели в России в 2020 году составили 540 млрд рублей — практически столько же, сколько и в 2019 году. Несмотря на это, по мнению мебельщиков, результат отличный, ведь в мае-июне, на фоне связанных с пандемией ограничений, две трети предприятий не исключали уход с рынка. Причиной стал запрет на работу мебельной розницы — этот канал сбыта на начало пандемии был единственным для 56% производителей. Крупные предприятия, такие, как "Первая мебельная фабрика", тоже столкнулись с сокращением розничных продаж, но смогли успешно пережить сложный период благодаря усилению присутствия на рынке b2b.
"В 2020 году госзаказ во многом стал спасением мебельной отрасли, предприятия значительно активизировали деятельность в данном направлении. Например, по итогам года доля корпоративных заказов в портфеле "Первой мебельной фабрики" достигла 70%, что примерно на 17–20% больше, чем годом ранее, — рассказал генеральный директор предприятия Александр Шестаков. — Выручка компании по итогам 2020 года превысила 2 млрд рублей, что сопоставимо с показателем 2019 года. Предприятие в прошлом году выполнило крупные заказы для структур ОСК, МИД, "Роснефти", Института "Аэронавигации". Расширилось сотрудничество с девелоперами в части поставки продукции для меблировки жилья, апартаментов, бизнес-центров".
Генеральный директор «Первой мебельной фабрики» Александр Шестаков уверен, что госзаказ обеспечит российским мебельным компаниям дополнительно до 40-45 млрд рублей выручки в год
Согласно статистике, в России почти 30% ВВП проходит через госзакупки. По данным Счётной палаты, на закупки государственных учреждений в рамках ФЗ-44 в 2019 году пришлось 8,1 трлн рублей, или 7,4% ВВП, на закупки компаний и корпораций с госучастием в рамках ФЗ-223 — 23,5 трлн рублей, или 21,4% ВВП. Но на продукцию российской мебельной отрасли в этом потоке до сих пор приходилась незначительная доля, которая, по оценкам Александра Шестакова, не превышает 1–2%. Он связывает это с тем, что до недавнего времени крупные компании и корпорации с госучастием не были никак ограничены в закупках импортной мебели. "Несколько лет продажи импортной мебели росли, например, в 2018 году объёмы реализации российской продукции выросли на 18%, а иностранной — на 45%, схожая ситуация была и в 2019 году", — пояснил топ-менеджер.
В 2020 году государство ввело ряд протекционистских мер, направленных на защиту отечественных производителей. Вышедшее 30 апреля постановление правительства №616 фактически запретило госучреждениям закупать импортную мебель. А в конце года было опубликовано давно ожидаемое мебельщиками постановление правительства №2013, согласно которому компании и корпорации в рамках ФЗ-223 должны закупать не менее 75% мебели российского производства уже с 1 января 2021 года. "Квотирование закупок отечественной мебели принесёт российским отраслевым компаниям дополнительно до 40–45 млрд рублей выручки в год и обеспечит рост внутреннего мебельного рынка до 10% в год", — выразил уверенность Александр Шестаков.
Мебельные предприятия готовы к увеличению потока корпоративных заказов. В 2020–2021 годах активными потребителями стали медицинские учреждения. Для удовлетворения их нужд "Первая мебельная фабрика" оперативно освоила выпуск медицинской мебели и дверей спецназначения. В 2020 году компания выиграла несколько крупных тендеров на сумму свыше 150 млн рублей, в том числе, конкурс на поставку 700 дверей спецназначения. Продукция "Первой мебельной фабрики" используется в Государственной клинической больнице №40 "Коммунарка", СПбГУЗ "Госпиталь для ветеранов войн", многопрофильной клинике в Сестрорецке, санаториях "Белые ночи" и "Сочи", инновационном курорте "Первая линия" в Зеленогорске.
"Российские разработки по дизайну не уступают аналогам от признанных мировых лидеров рынка, а по соотношению "цена – качество" их превосходят. Для госзаказчиков сотрудничество с отечественными производителями — это не только экономическая выгода. Поддерживая российскую мебельную отрасль, каждое госучреждение, компания, корпорация делают вклад в развитие науки и технологий, обеспечивают рабочие места, способствует внедрению инноваций. От этого зависит будущее нашей страны", — резюмировал Александр Шестаков.