Александр Беглов: "Просто так денег никто не даёт"

Автор фото: Беликов Валентин

Губернатор Александр Беглов рассказал "Инвестиционному Петербургу" о водородной энергетике, синтетической биологии и перспективных рынках будущего.

Коронавирусный год завершён лучше ожиданий

Пандемия COVID-19 изменила наш мир. Люди, товары, деньги перестали двигаться прежними, привычными маршрутами. С чем Петербург встречает возрождённый ПМЭФ? Как «новая реальность» отражается на динамике инвестиционных процессов в городе?
— По Петербургу и Москве пандемия ударила особенно сильно. Сказались глобальная включённость в транспортные и пассажирские потоки, высокая плотность населения, значительная доля обслуживающих секторов в экономике. Часть традиционных преимуществ Петербурга — как мегаполиса на границе России с Евросоюзом — перестали работать. В таких условиях нашему городу трудно было рассчитывать на рост инвестиций.
Но у Петербурга диверсифицированная экономика, большой запас прочности и репутация надёжного партнёра. В 2019-м мы вошли в пятёрку лучших в России по инвестиционному климату. За время пандемии доверие к Северной столице возросло. Мы ввели беспрецедентные меры поддержки бизнеса, приняли три пакета помощи на 21 млрд рублей. Организовали уникальный консьерж-сервис для системообразующих предприятий. Вышли на новый уровень коммуникации с деловым сообществом. Фактически создали новый стандарт управления экономикой города в чрезвычайной ситуации. Всё это сработало. С августа началось повышение деловой активности. Восстановительный рост в промышленности продолжился в первом квартале текущего года.
Есть признаки того, что в ближайшие годы позитивный тренд будет поддержан притоком инвестиций?
— Сегодня деньги в Петербург вкладывают и люди, и бизнес, и государство. В 2020 году ипотечных кредитов у нас выдано на 280 млрд рублей. Больше, чем в других регионах. Девелоперы удвоили объём сделок по купле-продаже земли под жилую застройку. На треть вырос объём ввода индустриально-складской недвижимости. Открыто 19 новых или модернизированных промышленных производств.
В целом мы завершили трудный коронавирусный год выше ожиданий. Выросли доходы городского бюджета, число занятых в экономике, реальная заработная плата. Средняя номинальная зарплата — 68383 рубля — на треть выше общероссийской. На 6,4% увеличили объём несырьевого неэнергетического экспорта. И, конечно, очень важно, что в пандемию удалось продолжить работу над крупными проектами с федеральным участием.

Широтная магистраль — начало нового инвестиционного цикла

Сравнительно недавно, после ПМЭФ-2019, вы сетовали, что город сместился на периферию федерального внимания. Как удалось изменить ситуацию?
— Просто так денег никто не даёт. Нужны продуманные, просчитанные и предельно конкретные предложения. Где были достигнуты договоренности — мы составили «дорожные карты». Где были только идеи — вышли на конкретные соглашения. Выдвинули ряд новых инициатив, отвечающих национальным целям. Мы не теряли времени даром. И сегодня перспективы развития Петербурга очерчены лучше, чем до пандемии. Это чёткие планы, подкреплённые серьёзными вливаниями в инфраструктуру.
Самый крупный и важный проект — Широтная магистраль скоростного движения, 180 млрд рублей. В 2020 году мы полностью подготовили строительство её первой очереди — Витебской развязки с Западным скоростным диаметром. Определили схему финансирования. Две трети из 39 млрд рублей дадут федеральный бюджет и частный инвестор. Уладили все юридические вопросы, подписали документы. В марте забили первую сваю.
Какие плюсы получит город от новой магистрали?
— Она почти вдвое короче Западного скоростного диаметра. Её длина — 16,7 км от ЗСД до кольцевой автодороги, в целом — 27,4 км до примыкания к федеральной трассе «Кола» севернее Кудрово. Но на город ШМСД повлияет не менее мощно, чем ЗСД. Завершится создание опорной сети внеуличного движения. Петербург получит новую круглосуточную переправу через Неву. Разгрузим соседние мосты, снизим трафик в историческом центре, избавим от пробок вылетные магистрали Мурманского направления. Повысим транспортную связность внутри агломерации с Ленинградской областью. Сегодня это один из ключевых приоритетов нашей работы.
Рассчитываем, что выход на стройплощадку ШМСД станет началом нового инвестиционного цикла в Петербурге. В трудные времена бизнес особенно внимательно смотрит, куда вкладывает деньги главный инвестор — государство. И приходит следом. Проекты такого масштаба не зря называют «запускающими». Вложения в инфраструктуру повышают капитализацию мегаполиса. В нём становится удобнее жить и работать.
Какие еще «запускающие» проекты город сейчас реализует или готовится реализовать?
— Из представленных на ПМЭФ-19 успешно стартовал «Остров фортов» в Кронштадте. По поручению президента России создаём там историко-культурный кластер вместе с Министерством обороны и Министерством культуры РФ. В 2020 году ввели первую очередь — Аллею героев. Центральные смысловые точки — знаменитые форты Кронштадта. Получили 4,5 млрд федеральных рублей на реконструкцию фортов Кроншлот и Пётр I до конца 2025 года. Приступаем к повышению транспортной доступности острова и модернизации его улично-дорожной сети.
Началось активное развитие территории вокруг нашей новой архитектурной доминанты — башни «Лахта Центра». Продолжается реализация значимых для городской среды локальных инвесторских проектов: Новой Голландии, Оранжерей Таврического сада, Почтового квартала.
Несмотря на пандемию, провели международный конкурс на лучшую архитектурную концепцию арт-парка «Тучков буян». В этом году начнём его проектировать. У нас большие ожидания от Охтинского мыса. Поручения президента России создают возможность появления там не только современного офисного центра компании «Газпром нефть», но и новой культурной локации, первого в Петербурге археологического музея.
В 2020 году стартовало проектирование высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Уже известны параметры этого проекта на территории Северной столицы?
— Строительство ВСМ планируется завершить до конца 2027 года. Время в пути между двумя столицами по железной дороге сократится до 2 часов 19 минут. В Петербург магистраль войдёт в едином коридоре с путями Московского направления. Будет модернизирован 12-километровый участок от станции Обухово до Московского вокзала. Инвестиции со стороны РЖД составят 62 млрд рублей. Из них более 14 млрд пойдут на строительство нового терминального комплекса.
Ожидается, что в 2030 году пассажиропоток ВСМ превысит 23 млн пассажиров. Необходимо думать о том, как их развозить по Петербургу и пригородам. Это дополнительный стимул для ускорения развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла, превращения электрички в удобный вид городского транспорта. Важно успеть до 2030 года запустить перевозку пассажиров по двум внутригородским маршрутам железной дороги, Ораниенбаум — Белоостров и Гатчина — Токсово, и организовать тактовое движение по максимальному числу направлений. Это предусмотрено транспортной концепцией, которую недавно утвердил вице-премьер Марат Хуснуллин по предложению города, Ленинградской области и РЖД.

Город и область: по единому плану

Уже во втором крупном проекте фигурирует Ленинградская область. Сближение двух регионов — это в большей степени политическая или экономическая задача?
— Это веление времени. Мы видим, какой объём инвестиций идёт в развитие промышленных зон при портах Ленинградской области. Страна поэтапно переходит от поставки сырья к переработке нефти и газа. Каждый следующий этап будет соответствовать более глубокой переработке, превращению углеводородов в сырьё для тонкой химии.
Можно считать гарантированными многолетние инвестиции в развитие Приморска и Высоцка в Выборгском районе, Усть-Луги и Вистино в Кингисеппском районе области. Для нас это важно, потому что в рамках агломерации человеку необязательно жить и работать внутри одного субъекта. Петербург располагает квалифицированными кадрами и системой их подготовки. Жители города будут либо непосредственно трудиться в новых областных инвестиционных зонах, либо обслуживать соответствующие экономические процессы. Увеличение связности внутри агломерации — одно из важных направлений нашей инвестиционной политики.
Предложения бизнеса вывести портовые мощности из черты города и застроить территорию Большого порта Санкт-Петербург домами и офисами теперь имеют шансы на успех?
— Мы внимательно оцениваем все инициативы по Большому порту Санкт-Петербург. Как более ранние, по переносу существующих терминалов в Бронку, так и последние, связанные с распределением нагрузки на порты Ленинградской области. Необходимо чётко просчитать все потери и приобретения для города, области и страны в целом.

В недавнем прошлом два субъекта были соперниками по привлечению застройщиков и их капиталов. На смену конкуренции приходит сотрудничество?

— В сфере жилищного строительства взаимозависимость Петербурга и Ленинградской области будет возрастать. И городу, и области в одиночку сложно удерживать баланс с социальными объектами, дорогами, инженерной инфраструктурой. Нельзя полагаться на существующие механизмы. Нужна более тесная координация действий. Мы отложили принятие нового генплана Санкт-Петербурга, чтобы согласовать его с Ленинградской областью.
В инвестициях будем соизмерять льготы и преференции. У нас появился опыт оперативного и эффективного взаимодействия. Мы вместе боролись с COVID-19, от производства средств индивидуальной защиты до госпитализации больных. Вместе нашли решение мусорной проблемы, создали единую компанию по обращению с ТКО.
Нам важно объединить усилия по развитию узлов внешнего пассажирского транспорта. Сегодня есть понимание дальнейших перспектив аэропорта Пулково. Это строительство второй очереди, расширение пропускной способности до 35 млн пассажиров в 2039 году и объём инвестиций 50 млрд рублей. Будем использовать другие возможности в интересах агломерации, поддерживать интерес инвесторов.

Электрический транспорт и новая энергетика

У Петербурга и Ленинградской области есть общее понимание, какие виды транспорта следует развивать помимо железной дороги?
— Нам представляется перспективным развитие электродвижения. Городу есть что предложить и что проектировать. Наготове перспективные варианты линий скоростного трамвая. Часть уже находится в работе, как Купчино — Шушары — Славянка с объёмом инвестиций 25 млрд рублей. Она будет построена до конца 2024 года. Напомню также о проектах скоростного трамвая во Всеволожск и от станции метро «Улица Дыбенко» до Новосаратовки.
Хотим использовать электрический транспорт для снижения углеродных выбросов и повышения коммуникационной связности города и области. У нас есть сильные игроки в зарядной инфраструктуре. Политехнический университет недавно выпустил первый предсерийный образец электромобиля «Кама». Учёными Санкт-Петербургского государственного университета получены прототипы аккумуляторов нового типа на замену литий-ионным батареям. Созданные из органических материалов, они не загрязняют окружающую среду и выдерживают температуру до -70 градусов по Цельсию.
Развитие электрического транспорта потребует современного подвижного состава. Городу есть, где его брать по доступным ценам?
— В Петербурге работают два мощных игрока транспортного машиностроения, «Синара» и «Трансмашхолдинг». Ведём с ними переговоры о вариантах сотрудничества. Они умеют производить низкопольные трамваи, троллейбусы и электробусы. С помощью «Синары» и ТМХ можно произвести апгрейд электродвижения. Конкуренция обеспечит нам возможность ценового манёвра.
Мы также готовы изменить подходы к развитию зарядных станций для электротранспорта. По действующим нормативам отводится одно зарядное место на 1600 квадратных метров. Пересмотрим этот показатель в случае появления заинтересованных игроков.
Как согласуются развитие электротранспорта и программа по внедрению газомоторного топлива в Петербурге?
— Дополняют другу друга. У них общие цели: улучшение экологической ситуации и комфорт городской среды. Разница в применении, темпах развития и стоимости. Перевести на газ пассажирский автопарк планируем за три ближайших года. Для этого необходимо открыть 25 газозаправочных станций. Задача, решаемая и по срокам, и по деньгам. Объём инвестиций в программу — 5 млрд рублей. Электротранспорт важен для нас в рамках агломерации. Но в этом случае необходимо тщательно взвешивать затраты и возможности.
Подчеркну, что не за горами следующий этап — водородная энергетика. Ведущие мегаполисы Европы активно работают над снижением до нуля так называемого «углеродного следа». У Петербурга здесь есть неплохой задел. Наши учёные и транспортники первыми в России провели эксперимент по созданию трамвая на водородном двигателе. Его результаты легли в основу дальнейших отечественных разработок.
Если Петербург намерен и дальше укреплять свои позиции в этой сфере, одного эксперимента мало. Нужны союзники для масштабирования и запуска в серию.
— Уверен, сотрудничество города с «Газпромом» по развитию газомоторного топлива может найти продолжение в водородной энергетике. Это один из тех «рынков будущего», где Петербург вправе рассчитывать на глобальную конкурентоспособность в горизонте ближайших 10-15 лет.

Новая специализация Петербурга

Как изменились приоритеты города в поддержке экономики? Какие отрасли получат режим наибольшего благоприятствования на выходе из пандемии?
— Полностью себя оправдала ставка на развитие фармкластера. Он внёс решающий вклад в успех ОЭЗ «Санкт-Петербург». По итогам 2020 года капиталовложения резидентов там составили 10,5 млрд рублей, совокупный объём выручки — 49,3 млрд рублей, на 36% больше, чем годом ранее. Важно, что фармкластер не просто заработал. Он ответил на главный вызов года: быстро наладил производство лекарств от «цитокинового шторма», собственных тестов на коронавирус, вакцины «Спутник V». Сейчас будет расти спрос на разработки в сфере сложных биологических молекул, биотехнологических препаратов, специальной пищевой промышленности, фармакологии. Новая синтетическая биология — такой же перспективный «рынок будущего», как и водородная энергетика.
В развитии нашей ОЭЗ начинается новый этап. Планируем расширить количество площадок, их специализацию под передовые направления. Это не только фарма. Городу нужны разные «локомотивы роста». Например, «Газпром нефть» разместит в одном из корпусов свой инженерно-технологический центр. Также планируем разместить на площадке ОЭЗ предприятия пищевой промышленности. У этого сектора хорошие показатели и по объёму инвестиций, и по высокопроизводительным рабочим местам. Пандемия напомнила, как важен пищепром для обеспечения продовольственной безопасности города.
Кто, кроме фармы, способен принести быструю отдачу, а в перспективе — привлечь серьёзные деньги через прикладные исследования?
— Ещё один наш совместный проект с «Газпром нефтью» — «Энерготехнохаб». Это исследовательский центр в сфере энергетики. Он успел объединить более 130 резидентов, включая зарубежные компании. Цена вопроса — заказы на 100 млрд рублей от российских сырьевых гигантов. У них есть конкретные технологические задачи. Решать их может инжиниринговая компания в любой точке мира, если зарегистрируется на нашей платформе. Перспективы «Энерготехнохаба» оценили такие компании, как «Яндекс» и «Арктические инициативы». Они вошли в число партнёров проекта.
Как ещё будут реализованы ожидания Петербурга от инновационных технологий? Через какие инструменты?
— Мы активно включились в создание трёх технологических долин с перспективным статусом инновационных научно-технологических центров. «Невская дельта» на базе Санкт-Петербургского государственного университета, «ИТМО Хайпарк» и «Приморская долина» на базе Приморской учебно-научной базы Морского технического университета. Важно, что эти проекты имеют для города самостоятельную градостроительную ценность, помимо их научно-образовательных перспектив. Объём инвестиций в новый кампус ИТМО с Технологической долиной и Бизнес-парком — 42 млрд рублей. В новый кампус СПбГУ с его Технологической долиной — порядка 40 млрд рублей. Их реализация запустит развитие Петербурга на юг, создаст в Пушкинском районе новый центр притяжения людей и капиталов.
В начале своей работы губернатором вы сделали одним из стратегических направлений «Умный город» и заявили о необходимости повысить роль науки и технологий в развитии Петербурга. Пандемия ускорила движение к этой цели?
— Сложно говорить о коронавирусе что-то со знаком плюс. Но пандемия, безусловно, повысила значение науки и технологий, чего не было в предыдущие кризисы. Для нас это возможность перехода к новой специализации Петербурга.
Кроме того, пандемия указала на необходимость начала нового этапа в цифровизации города. Перехода от первичных элементов к полномасштабным электронным сервисам, автоматизированному управлению потоками данных и цифровой аналитике. Здесь главным инвестором выступит бюджет. Новые заказы получат IT-компании, что укладывается в систему координат «Умного города». Мы заинтересованы, чтобы растущих компаний в IT-секторе стало как можно больше.
Также неизбежен рост бюджетных ассигнований в человеческий капитал. На пике пандемии нам удалось стереть границы между государственной и частной медициной при проведении КТ-исследований, развёртыванию пунктов вакцинации, решению других задач. Это стало хорошим стимулом для бизнеса, от него поступают новые предложения. Объекты социальной сферы — гигантский сектор инвестиций. Город в этом процессе — заинтересованная сторона и активный участник. Будем действовать в ключе 2020 года. Создавать гибкие модульные мощности с возможностью быстрого переоборудования под новые задачи.