В Петербурге нашли связь между нарциссизмом и успехом в бизнесе

Автор фото: vostock-photo

Исследователи ВШМ СПбГУ выявили, что нарциссизм больше, чем макиавеллизм, способствует успеху в бизнесе.

На протяжении полутора лет в Высшей школе менеджмента Санкт–Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) изучали роль личностных характеристик в намерении заняться бизнесом и результаты такого занятия. В итоге было выявлено несколько качеств личности, которые формируют склонность к предпринимательству и помогают человеку вести бизнес наиболее успешно.
Как пояснила к.э.н. и директор Центра предпринимательства ВШМ СПбГУ Карина Богатырёва, сбор данных проводился путём опроса респондентов, среди которых были 191 студент и 13 выпускников. А также ряд бизнес–руководителей. Анкеты для опросов были составлены на основе шкалы Лайкерта, где респонденту необходимо указать степень своего согласия или несогласия с утверждениями, касающимися изучаемого объекта, при помощи шкалы, обычно содержащей от пяти до семи категорий. Само исследование проводилось по двум направлениям, одно из которых было посвящено оценке роли черт "тёмной триады" личности в процессе формирования предпринимательских намерений, а второе изучало феномен "предпринимательской страсти" и её влияния на результаты деятельности фирм.

"Тёмная триада"

В 2002 году канадские исследователи из университета Британской Колумбии Делрой Полхус и Кевин Уильямс показали, что три психологические черты — неклинический нарциссизм, психопатия и макиавеллизм — образуют своеобразный комплекс свойств, который формирует негативную, или "тёмную", сторону личности. Вместе три этих свойства назвали загадочным и интригующим понятием "тёмная триада".
Под нарциссизмом понимается завышенная самооценка индивида, чрезмерная самовлюблённость, чувство доминантности, стремление стать предметом восхищения, а также отсутствие эмпатии.
Макиавеллизм представляет собой черту характера, означающую склонность к манипулированию другими, циничное отношение к окружающим, а также пренебрежительное отношение к существующим моральным устоям.
Психопатия подразумевает эгоизм, повышенную нервную возбудимость, асоциальное поведение и агрессивность.
Исследователи ВШМ СПбГУ считают, что, несмотря на традиционную негативную коннотацию указанных черт личности, они могут положительно влиять на развитие предпринимательского процесса на уровне индивида.
По словам Карины Богатырёвой, в исследовании было сделано предположение, что указанные черты личности влияют на предпринимательские намерения через формирование её отношения к предпринимательству, оценки реакции окружающих и мнения о собственном потенциале.
В результате была установлена ключевая роль нарциссизма. Кроме того, было выявлено, что психопатия отрицательно влияет на субъективную оценку реакции окружающих на выбор карьеры предпринимателя, а макиавеллизм не оказывает значимого влияния на формирование предпринимательских намерений.
Значит ли это, что каждый второй успешный предприниматель — нарцисс?
Исследователи считают, что однозначно ставить такое клеймо нельзя. "Скорее можно утверждать, что среди людей, отличающихся заметным проявлением черт “тёмной триады” личности, предпринимателями с большей вероятностью станут те, у кого превалирует нарциссизм", — поясняет Карина Богатырёва.
К слову, в каждом человеке есть проявление одной из сторон "тёмной триады", всё зависит от того, какая из трёх черт — нарциссизм, психопатия или макиавеллизм — превалирует над двумя остальными. Например, психопатия может проявляться в импульсивных и подчас агрессивных поступках, макиавеллизм делает человека прагматичным и расчётливым, а нарциссизм подпитывает завышенную самооценку, которая, впрочем, будет не лишней на деловых переговорах, где требуется убедить собеседников.

Предпринимательская страсть

Вторым направлением исследования стало изучение феномена предпринимательской страсти и её влияния на результаты деятельности фирм.
Исследователи отмечают, что это не банальная "страсть к наживе", а нечто большее. "Предпринимательская страсть представляет собой сильную эмоциональную привязанность к своему делу и выражается в готовности инвестировать значительную часть своего времени и сил в его развитие. В целом можно сказать, что большинство известных успешных предпринимателей этой характеристикой обладают. В нашем исследовании рассматривалась гармоничная страсть — склонность к определённой деятельности, которую индивиды выбирают самостоятельно, посвящая ей своё время и ресурсы, при этом соблюдая баланс с другими видами деятельности в своей жизни, в противовес одержимости, когда этот баланс не соблюдается", — рассказала "ДП" Карина Богатырёва.
В рамках этого направления были проанализированы данные по руководителям 104 предприятий разного размера. В результате было выявлено, что руководители, обладающие высоким уровнем развития предпринимательской страсти, способны привести свои предприятия к более высоким результатам деятельности, полагаясь на импровизационный подход к принятию решений.
При этом данная зависимость проявляется более сильно в случае наличия у руководителей большого опыта предпринимательской деятельности. Предпринимательская страсть позволяет двигать бизнес вперёд, но и выгорание у одержимых своим делом людей, как правило, наступает раньше и интенсивнее.