Азиатский гамбит: за рынок Петербурга поспорят китайские и корейские марки

Автор фото: ТАСС
Парковка Haval

Участники рынка авторетейла ожидают в 2021 году расширения дилерской сети китайских марок. Отпор им готовятся дать корейские конкуренты.

Сегодня в Санкт–Петербурге представлены все автомобильные бренды, существующие в России. Практически каждый участник рынка, продающий новые авто, владеет портфелем из нескольких марок и сетью дилерских центров по их продаже и обслуживанию. Тем не менее в конце прошлого года на горизонте появились новые бренды, которые стремятся быть представленными в городе. Это открывает новые возможности для участников рынка, но одновременно и обостряет конкуренцию.
В последние годы портфели петербургских автодилеров росли за счёт китайских брендов, в основном Haval, Geely и Chery. Именно их дилерские сети увеличивались наиболее активно. Однако если раньше китайские марки занимали не такую значительную часть рынка, то в 2020 году они совершили в России настоящий рывок, а за три минувших месяца только усилили его. Так, в марте доля "китайцев" на отечественном рынке новых легковых автомобилей выросла почти вдвое — с 2,8% (в марте 2019–го) до 5,5%, подсчитали в аналитическом агентстве "Автостат". А самый популярный китайский автобренд в стране — Haval — даже сумел войти в топ–10 марок в целом по рынку.
Петербург, по оценкам экспертов агентства, по числу продаж новых китайских легковых автомобилей занимает третье место в России после Москвы и Подмосковья. Пока горожане отдают предпочтение другим маркам, подсчитали в аналитическом агентстве "Auto-Dealer СПб". По итогам января–февраля 2021 года лидером продаж в городе остаётся KIA, а на второе место вышла Lada, опередив Hyundai.
Есть ли куда расширяться петербургским автодилерам? И готовы ли другие автобренды дать отпор китайскому гамбиту?

Плотная конкуренция

Санкт–Петербург занимает второе место в стране по количеству дилерских центров, продающих новые легковые автомобили. По данным на январь 2021 года, их в городе 219, сообщили "ДП" в "Автостате". Больше только в Москве — 418.
При этом самая большая сеть в городе у южнокорейского бренда KIA (14 автосалонов). По оценке бренда, на данный момент размер его дилерской сети в России "достиг состояния баланса" (200 дилерских центров в 101 городе). "Приоритетной задачей является не дальнейшая экспансия, а работа над эффективностью сети и обеспечением стабильных продаж. Такая стратегия актуальна и для Санкт–Петербурга", — рассказали "ДП" в пресс–службе "Киа Моторс Россия и СНГ". Там отметили, что рыночная доля бренда в городе по итогам 2020 года составила 12,9% — даже больше, чем в стране в целом.
На втором месте по количеству партнёров в Петербурге — бренд Hyundai, автомобили которого продаются в 12 дилерских центрах. Автоконцерн намерен до конца 2021 года увеличить их число. "Планируем открытие двух новых дилерских центров", — рассказали "ДП" в пресс–службе "Хендэ Мотор СНГ". Там уточнили, что это будут новые игроки рынка, но раскрыть другую информацию пока отказались. "Мы нацелены на работу 14 дилерских центров. Дополнительное расширение не рассматриваем", — подчеркнули в компании.
Стоит отметить, что основная часть легковых машин KIA и Hyundai, продающихся в Петербурге (и в целом в России), выпускается здесь же, на автозаводе "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус".
Легковые автомобили Lada продаются в Северной столице в 10 автосалонах, по данным "Автостата". Новых дилерских центров в городе в ближайшее время не появится, сообщил журналистам директор по развитию дилерской сети АО "АвтоВАЗ" Сергей Кутейщиков. Он добавил, что если новый дилерский центр и откроется, то на территории соседней Ленинградской области. По словам Сергея Кутейщикова, один такой проект уже рассматривается и, скорее всего, появится на базе уже действующего автоцентра. При этом он не уточнил, в каком городе будет работать новый партнёр.
Так же как и у Lada, бренд Skoda представлен в Петербурге в 10 автосалонах. В российском представительстве компании воздержались от комментариев относительно развития сети.
Китайские бренды в Санкт–Петербурге сейчас есть в портфеле 40 автодилерских центров, подсчитали в "Автостате". Из них с Cherry работает семь дилеров, с JAC — шесть, с Geely, Haval, Dong Feng, FAW — по пять.

Не расширять, а углублять

В представительстве японского Nissan, владеющего в городе автозаводом "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус", "ДП" сообщили, что не планируют искать новых партнёров в Петербурге в 2021 году. "На данный момент их достаточно с учётом ёмкости рынка, баланса прибыльности и объёма продаж дилеров. Основная задача бренда на 2021–2022 годы — обновление существующих дилерских центров по новым корпоративным стандартам", — рассказали в пресс–службе российского подразделения компании. Там уточнили, что на сегодня новые легковые автомобили Nissan продаются в семи дилерских центрах в Петербурге и Выборге.
По оценке генерального директора ГК "Прагматика" Владислава Рыдаева, в целом все автомобильные бренды уже имеют качественное покрытие рынка города. "Возможно, небольшая зона роста есть у китайских марок, которые имеют большие амбиции в сочетании с растущей долей", — подтвердил он.
Прогнозируя, какую стратегию выберут автодилеры в 2021 году, Рыдаев отметил, что группа "Прагматика" предпочитает сбалансированный подход и умеренный аппетит к риску. "Благодаря этому мы выстояли и развились во все предыдущие кризисы, часто пропуская вперёд коллег с агрессивным маркетингом. Названия их компаний уже многие не помнят", — отметил он.
Аналогичного мнения придерживаются в группе компаний "Аларм–Моторс", отмечая, что сейчас важнее отладить внутренние процессы. Если же дилеры будут расширяться, то в компании не ожидают появления абсолютно новых игроков.
"Это большая редкость. Любой бизнес имеет свою специфику. Наш не исключение. Скорее, в силу целого ряда причин неизбежна консолидация", — прогнозируют в компании.
Предыдущий год принёс автодилерам массу испытаний и сложностей, однако наряду с этим он стал одним из наиболее финансово успешных за последние 10 лет. Внешняя конъюнктура сложилась так, что даже не вполне благополучные дилеры по меркам годичной давности сейчас чувствуют себя вполне комфортно. Рыночная ситуация преподнесла многим "приговорённым" отсрочку, и с учётом достаточной представленности всех автобрендов в городе она не создаёт серьёзных предпосылок для развития бизнес–портфеля более сильных дилерских групп. Большинство ведущих дилеров сейчас заняты преимущественно развитием "внутрь", чтобы подготовить свой бизнес к более тяжёлым временам, которые не за горами.
Роман Слуцкий
генеральный директор ГК "Аларм–Моторс"
Думаю, что наибольший потенциал для роста дилерских сетей у китайских брендов. В целом их продажи на российском рынке растут, причём двузначными цифрами: в 2020 году — на 43%, в январе–феврале 2021–го — на 73%. В большей степени это относится к маркам Haval, Geely, Chery и Changan. У первых двух есть сборочные производства в России и Белоруссии. Chery тоже раздумывает над производством в России. Почти все продаваемые китайские автомобили — это кроссоверы и внедорожники. А сегмент SUV — крупнейший на российском рынке.
Азат Тимерханов
руководитель пресс–службы аналитического агентства "Автостат"