ЛАЭС–2 умножили на два: кто заработает на масштабной стройке

Автор фото: ВК

"Росатом" подтвердил свои планы по строительству двух новых энергоблоков ЛАЭС–2

В конце прошлой недели Ленинградскую АЭС посетил генеральный директор госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачёв. Там состоялась его встреча с губернатором Ленобласти Александром Дрозденко. По её итогам глава региона написал на своей странице "ВКонтакте": "Алексей Лихачёв принял доклад о вводе 6–го энергоблока ЛАЭС в промышленную эксплуатацию и сообщил о принятии принципиального решения о строительстве ещё двух энергоблоков в Сосновом Бору".
Как пояснили "ДП" в пресс–службе ЛАЭС, речь идёт о строительстве третьего и четвёртого энергоблоков ЛАЭС–2 (также их называют 7–8–м блоками ЛАЭС). Реализация проекта начнётся с процедуры общественных слушаний. Провести их планируется в конце 2021–го — начале 2022 года, добавили на ЛАЭС.
ЛАЭС–2 изначально планировали строить с четырьмя энергоблоками. Два уже построены и запущены в эксплуатацию. Однако с начала 2000–х, когда приступили к работам по проектированию станции, произошло множество событий, которые сделали реализацию проекта в его первозданном виде неочевидной. На рынке возник избыток электроэнергии. Он усугубляется решением стран Прибалтики выйти из единой энергосети с Россией (так называемого кольца БРЭЛЛ) и снижением энергопотребления на фоне пандемии COVID–19.
"Вопрос стоял так: увеличивать нагрузку на рынок либо нет, — говорит глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов. — Решили, что остаёмся в той же парадигме, что и были. Выступление Алексея Лихачёва означает: мы колебания преодолели, идём тем же курсом, который запланировали раньше".
"Необходима эта электроэнергия или нет в данной точке поставки — вопрос, конечно, спорный, — рассуждает аналитик по электроэнергетике “ВТБ Капитал” Владимир Скляр. — В принципе, российская энергосистема избыточна, и запас мощности позволяет чуть ли не удвоить ВВП. Тем не менее у атомной энергетики есть определённые преимущества — это надёжность энергоснабжения, низкая углеродоёмкость. И, в–третьих, это может быть отличным источником низкоуглеродоёмкого водорода". Водород рассматривается во всём мире как новый экологически чистый энергоноситель.
"Недавно было принято решение, что Россия будет отстаивать включение атомной энергии в безуглеродные источники", — напоминает Алексей Преснов. Речь идёт о формирующейся во всём мире концепции так называемых зелёных, или низкоуглеродных, сертификатов. Их получают предприятия, использующие экологически чистые источники энергии. Сейчас идёт дискуссия, относить ли к таковым атомную энергетику. В начале прошлого года Минэнерго разработало законопроект о зелёных сертификатах, но лишь недавно он был внесён в правительство. Один из ключевых вопросов — будут ли признаны российские сертификаты в других странах.

Деньги и сроки

Стоимость строительства одного энергоблока оценивается примерно в $4,5 млрд. Возврат инвестиций в строительство электростанций гарантирован государством, поэтому банки охотно кредитуют атомщиков, отмечает Владимир Скляр. "Для каждого проекта схема финансирования разрабатывается индивидуально, но в основе это микс заёмного финансирования, собственных средств "Росатома" и средств федерального бюджета", — говорит он.
В конечном счёте оплачивают всё потребители. "Нагрузка распределяется равномерно по всему рынку, — объясняет Владимир Скляр. — Проект такого масштаба приведёт к дополнительному росту тарифов где–то на 2–3% по всей стране сверх планов, которые есть сейчас".
Шанс заработать на стройке есть у петербургских компаний. На строительстве первых двух энергоблоков ЛАЭС–2 сменилось несколько генподрядчиков. Ими были московское предприятие "Атомэнергопроект", Спецстрой России, петербургский "Концерн Титан–2". Субподряд более чем на 30 млрд рублей получало АО "Метрострой".
Заявленные сроки строительства энергоблоков — 2027–2028 годы. В реальности они могут растянуться. Например, первый энергоблок ЛАЭС–2 строился 10 лет, второй — 11. "Такие электростанции строятся у нас достаточно долго, — объясняет Владимир Скляр. — Приоритет отдаётся выполнению зарубежных контрактов, которые подписал “Росатом”, и всё оборудование в первую очередь идёт на поставки по этим контрактам. Внутренний спрос удовлетворяется по остаточному принципу. В условиях избытка мощности никакой спешки, очевидно, нет".

Не забудьте выключить ток

Новые энергоблоки строятся на замену третьему и четвёртому блокам первой ЛАЭС, срок службы которых истекает в 2025 году. Вывод энергоблока из эксплуатации — это сложный и длительный процесс. Он уже запущен на первых двух энергоблоках ЛАЭС и оценивается в 55 млрд рублей.
"Это мероприятие, которое растягивается на десятилетия и завязано на разные сопутствующие процессы, — объясняет заместитель директора Института энергетических исследований РАН Фёдор Веселов. — О его стоимости говорить немного некорректно. Эта стоимость в “Росэнергоатоме” учитывается в рамках специальной надбавки в оплате мощности всех атомных электростанций. Это такой централизованный платёж, который “Росэнергоатом” распределяет в соответствии с программой вывода АЭС. Это позволяет избежать каких–то ценовых всплесков в конкретных регионах".