Ещё роскошнее: всё больше новых авто попадают под действие допналога

Автор фото: Ермохин Сергей

Минпромторг РФ обновил список автомобилей, с которых взимается дополнительный "налог на роскошь". Например, в него вошли некоторые модели Kia, раньше считавшиеся дорогими, но массовыми.

Так называемый налог на роскошь, введённый в 2014 году, по сути представляет собой повышающий коэффициент при расчёте транспортного налога. Он применяется, если стоимость авто превышает 3 млн рублей.
Перечень Минпромторга разделён на несколько сегментов. "Нижний" из них — машины стоимостью 3–5 млн рублей (коэффициент для них составляет 1,1, пока автомобилю не исполнится 3 года). Владелец авто стоимостью более 5 млн рублей (в возрасте до 5 лет) будет платить налог в двойном размере. И в тройном — если его автомобиль дороже 10 млн и не старше 10 лет. Такое же правило для машин дороже 15 млн в возрасте до 20 лет.
Ставку транспортного налога, к которой применяется "роскошный" коэффициент, каждый регион устанавливает сам. В Санкт–Петербурге она составляет 24 рубля за одну лошадиную силу для машин с объёмом двигателя до 100 л. с., 35 рублей — для автомобилей мощностью 100–150 л. с., 50 рублей — для авто мощностью 150–200 л. с. Для машин с 200–250 л. с. ставка составляет 75 рублей и 150 рублей — при мощности двигателя более 250 л. с.

Два процента доходов казны

Этот налог — важная часть поступлений в бюджет. По данным Федеральной налоговой службы, в 2020 году поступления транспортного налога в Санкт–Петербурге составили 12,085 млрд рублей (это около 2% доходной части бюджета города). Годом ранее автовладельцы Северной столицы заплатили 11,569 млрд, что на 4,5% меньше, чем в 2020–м.
Однако стоит отметить, что изначально в перечень Минпромторга входили только люксовые автомобили, такие как Bentley, Aston Martin и Ferrari. Или премиальные модели BMW и Mercedes–Benz. В список включён, например, нишевой внедорожник Nissan Murano в нескольких комплектациях, который выпускают на петербургском автозаводе японского бренда.
Они есть там и сейчас. Но последние несколько лет стоимость новых легковых автомобилей неуклонно повышалась. И включение в перечень Минпромторга автомобилей, ранее считавшихся дорогими, но всё же массовыми, уже можно назвать тенденцией.
Всего в список включено теперь почти 1400 моделей легковых автомобилей и их комплектаций. Так, в 2021 году признаны "роскошными" в том числе несколько комплектаций Skoda Kodiaq, Volkswagen Amarok, Toyota Fortuner, а также Kia K900, Mohave и Stinger в версии GT.
Примечательно, что все модели Kia, продаваемые в России, не импортируются, а производятся здесь же (на заводах "Автотор" и "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус"). Продажи "роскошных" моделей пока сложно назвать массовыми. В 2020 году отечественные автодилеры реализовали 216 автомобилей Kia K900 и 668 Kia Mohave. Доля же версии Stinger GT составила 1,6% от общего количества продаж модели в прошлом году, сообщили "ДП" в пресс–службе "Киа Моторс Россия и СНГ". Там полагают, что коэффициент транспортного налога — фактор, влияющий на всех игроков рынка. "Но, на наш взгляд, повышенный коэффициент не повлияет на конкурентоспособность моделей Kia", — отмечают в пресс–службе.
Участники рынка авторетейла придерживаются разных мнений. С одной стороны, продажи "роскошных" машин нельзя назвать массовыми. С другой — тенденцию подорожания и потенциального перехода массовых моделей в "роскошные" подтверждают все.
Так, модели KIA K900 и Kia Stinger GT в большинстве случаев приезжают под конкретного клиента в формате "под заказ". Хотя на внедорожник Mohave спрос в данный момент очень сильно опережает предложение. Это связано с невысокими производственными квотами, а также повышенным интересом к новой модели, рассказывает исполнительный директор "Прагматика КИА Василеостровский" Ирина Сударева.
По её словам, эти три модели нельзя назвать сверхпопулярными. "Доля продаж K900, Stinger GT и Mohave варьируется в диапазоне 1–2% от общего числа реализованных автомобилей в наших салонах", — говорит Сударева. По её оценке, повышенный транспортный налог не станет фактором, который сможет изменить решение о покупке этих автомобилей.
По словам исполнительного директора автохолдинга "Дакар" Дениса Иванова, на данный момент этих "роскошных" автомобилей в наличии нет. "Это достаточно специфические модели, не относящиеся к категории популярных. Всё же большая часть продаваемых нами автомобилей — машины экономкласса", — говорит он.
Если сейчас такие автомобили покупают редко, то в дальнейшем, вероятно, будут покупать ещё реже, предполагает Денис Иванов. По его оценке, покупатель машины представительского класса марки Kia — это скорее тот, кто не хочет афишировать свои возможности, что в целом противоречит обычному потребительскому поведению наших соотечественников.

Многое зависит от курса рубля

Если рост цен на автомобили продолжится, список "роскошных" автомобилей будет, конечно, пополняться. И те модели, которые сейчас стоят 2–2,5 млн, быстро пересекут этот своего рода рубикон.
При этом далеко не все машины, на ценнике которых написано "3 млн рублей", стоят именно столько — такой вот парадокс, считает Денис Иванов. "Цена автомобиля — это в первую очередь курс рубля. Если он будет падать, цены на автомобили будут повышаться. Даже если машины производятся в России, их комплектующие всё равно приходят из–за рубежа", — говорит эксперт.
Кроме того, по оценке Иванова, на стоимости машин отразилось повышение ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20%. На неё также повлияет отмена с 2021 года единого налога на вменённый доход, поскольку дилеры будут повышать стоимость обслуживания автомобилей. "Всё это вместе делает наши автомобили всё более "роскошными". На наших продажах — в сегменте эконом — это мало отразится. Но это маркер неблагоприятного развития ситуации. Когда автомобиль Kia становится роскошью", — резюмирует Иванов.
Нижней "планке" в 3 млн из списка Минпромторга уже несколько лет, а новые легковые автомобили за последние пару лет выросли в цене минимум на 10%. Удивляет, что её не поднимают, говорит эксперт "Auto–Dealer СПб" Денис Гаврилов. "Хотя нужно отметить, что в сегменте 3–5 млн повышающий коэффициент составляет всего 1,1. По сути, владельцы этих машин переплачивают 10%, это не критическая цифра, — отмечает он. — Транспортный налог удваивается при стоимости автомобиля от 5 млн, но думаю, что для таких состоятельных покупателей это не главный фактор при покупке".
По оценке аналитического агентства "Автостат", каждый 10–й новый легковой автомобиль, проданный в России в 2020 году, может попасть под действие "налога на роскошь". По оценке экспертов агентства, из 1,49 млн проданных машин среднюю цену более 3 млн рублей имеют 146,5 тыс., то есть почти 10% от общего объёма продаж. При этом, когда "налог на роскошь" только вводили в 2014 году, аналитики агентства оценивали долю таких машин на рынке лишь в 3%.