Господдержка автопрома: реальная помощь или маскировка проблем?

Автор фото: Ермохин Сергей

Уже несколько лет российский автопром стабильно пользуется финансовой помощью со стороны правительства, и 2021 год не стал исключением.

Какую роль играет господдержка для рынка, какие направления требуют большего внимания со стороны властей и что необходимо для того, чтобы нужды в государственных деньгах не было, — эти и другие вопросы обсудили эксперты в рамках круглого стола "ДП" в режиме онлайн по теме "Автопром и автомобильный рынок — меры поддержки".

Без шансов на самостоятельность

В 2020 году продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России упали на 9,1%, отдельно по Петербургу — на 11,2%, всего по Северо-Западу — на 5,4%, рассказал вице-президент РОАД Владислав Рыдаев. Ещё весной аналитики прогнозировали куда более сильный спад по итогам года, но ослабление COVID-ограничений, а также запуск мер господдержки как на федеральном, так и на региональном уровне позволили избежать этого.
В 2021 году правительство намерено потратить на стимулирование спроса на автомобили более 16 млрд рублей. Из этих средств на льготное автокредитование пойдёт около 8,87 млрд рублей, на льготный лизинг — 3,84 млрд рублей.
"Сейчас мы чувствуем стабильный потребительский спрос, хотя обычно в январе–феврале ситуация гораздо хуже. Но сейчас отрасль можно сравнить с машиной, которая в условиях низких температур заводится на подсосе. Пока подсос включён, двигатель работает стабильно, как только его выключаешь, начинаются разные сюрпризы", — заметил Владислав Рыдаев.

Больше денег — больше пользы

На данный момент основные меры поддержки автопрома — субсидирование кредитования и лизинга — крайне востребованы, отмечают эксперты, почему объём выделенных средств, как правило, исчерпывается досрочно. "В прошлом году мы ретранслировали бизнесу порядка 700 млн субсидий. Учитывая популярность этих мер, мы запустили собственную программу поддержки, она была более скромной, чем выделяет государство. В ноябре и декабре мы профинансировали свыше 300 автомобилей и оказали поддержку в размере 45 млн рублей", — рассказала генеральный директор ООО "Газпромбанк Автолизинг" Лилия Маркова.
Участники рынка надеются, что со временем объём выделенных средств в качестве поддержки на этот год будет увеличен — тогда удастся не только удержать рынок от падения, но и даже улучшить положение дел в отрасли. Кроме этого, положительно на рынке сказалось бы расширение воронки клиентов, которые могли бы получить помощь от государства при покупке автомобиля.
"В прошлом году помогло рынку расширение списка автомобилей, которые попадают под господдержку. Также положительный эффект оказало изменение программы "Семейный автомобиль" — воспользоваться ею смогли семьи с одним несовершеннолетним ребёнком, а не двумя, как было установлено ранее. Если до этого в нашем портфеле госпрограмма присутствовала в объёме 20–30%, то после корректировки и появления новых программ показатель вырос до 40–45%", — заявила руководитель бизнеса автокредитования, департамента продуктов ПАО "Банк "Санкт-Петербург" Виктория Антонова.

Лизинг — всем!

Если программа льготного автокредитования имеет большой успех у физических лиц, льготный автолизинг в России по-прежнему делает ставку преимущественно на юридических лиц. По мнению Дмитрия Павлюка, начальника отдела лизинга автотранспорта ООО "Балтийский лизинг", ситуацию изменило бы введение мер господдержки для физических лиц.
"Почему это направление не развивается? — Это связано с НДС и невозможностью возместить его физлицам. В результате появляется удорожание за счет налоговой базы. В прошлом году стартовала программа "Доступная аренда" от Минпромторга РФ, которая была направлена в том числе на лизинг для физлиц. В Петербурге эта программа имела успех и у физлиц, и у индивидуальных предпринимателей", — рассказал в ходе круглого стола эксперт.
При этом, как заметил начальник управления развития бизнеса автолизинга ГК "ВТБ Лизинг" Вячеслав Михайлов, лизинг транспортных средств для физических лиц в последнее время распространяется на рынке с названием "Подписка на автомобиль". По сути это аренда на среднесрочный и долгосрочный период.
"В России в данный момент этот продукт развивается как лизинговыми компаниями, так и производителями. Например, ВТБ Лизинг ещё в июле 2020 г. запустил такой сервис для юридических лиц совместно с Jaguar Land Rover, а в первом полугодии этого года мы планируем первые сделки по подписке для физических лиц в рамках проекта с банком ВТБ. Мы считаем, что новый сервис сможет найти своего потребителя, так как является логичным продолжением движения автомобильного рынка в сторону шеринговой модели. Все больше людей видят преимущества в том, чтобы пользоваться имуществом, а не владеть им. И совершенно точно к концу года мы увидим уже несколько лизинговых компаний, которые будут предлагать подписку на автомобили наряду с автопризводителями", — прогнозирует он.

Рост без поддержки и экономическое развитие

Участники отрасли неоднократно подчеркнули, что финансирование, выделенное на льготный лизинг в этом году, недостаточно. "Лимит, который был выделен на каждую лизинговую компанию в этом году, будет заканчиваться стремительно. Особенно это касается субсидий по программам колесной и строительной техники — в этом году мы ожидаем массовое обновление парков," — рассказал Дмитрий Павлюк.
В "КАМАЗ-ЛИЗИНГ" предполагают, что и продажи грузовых автомобилей (в частности, машин 14–40 тонн) в целом, и рынок лизинга в 2021 году покажут сдержанный рост, при условии продолжения программ госсубсидирования отрасли. "Крайне важно, чтобы меры поддержки работали. Субсидии помогают не только рынку лизинга, но и рынку автомобилей в целом," — сообщила Елена Аливасова, директор по рекламе и продвижению АО "Лизинговая компания "КАМАЗ".
Региональный директор компании "Интерлизинг" по СЗФО Руслан Моллаев при этом отметил, что важно сместить фокус внимания с автопроизводителей, и сконцентрироваться на улучшении экономической обстановки в целом. "Можно бесконечно поддерживать автопроизводителей, но если не поддерживать бизнес, то покупать автомобили будет просто некому", — уверен Руслан Моллаев.
Точно сказать, как будет чувствовать себя автомобильный рынок в 2021 году, не может никто: за 2020 год мировые аналитические агентства меняли свои прогнозы несколько раз. "Наверняка мы знаем только то, что цены на автомобили продолжат расти, потому что падение курса рубля в конце 2019 года, не отыграно до конца. Можно предположить, что при благоприятном сценарии рынок вырастет на 3–5%", — представил прогноз РОАД Владислав Рыдаев. Единственное, что остаётся участникам рынка — уметь оперативно реагировать на все изменения и искать для себя новые способы выжить, не уповая исключительно на государственную помощь.