Суд признал законным 13 лет колонии исследователю могильников НКВД Дмитриеву

Историк Юрий Дмитриев со своей дочерью после оглашения оправдательного приговора в 2018 году.
Третий кассационный суд общей юрисдикции в Петербурге оставил в силе приговор Верховного суда Карелии Юрию Дмитриеву, главе карельского отделения "Мемориала" (признан Минюстом иноагентом). Историку ранее ужесточили приговор с 3,5 до 13 лет в ИК строгого режима.
Как объявил судья Сергей Жирнов, увеличение срока наказания в 4 раза по ст. УК РФ 132, ч. 4, законно, пишет агентство "МБХ-Медиа". Все ходатайства защиты были отклонены. Дмитриев присутствовал на суде 16 февраля удалённо, по видеосвязи из СИЗО-1 Карелии. "Мы будем дальше обжаловать в судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации", — сообщил РБК адвокат Дмитриева Виктор Ануфриев.
Историк Юрий Дмитриев в начале 1990-х годов обнаружил в Карелии несколько крупных захоронений жертв сталинских репрессий. В том числе, "могильники НКВД, расстрельный полигон Сандармох, где, по разным оценкам, были убиты и захоронены от 6 тыс. до 9 тыс. человек. В 2014 году он возглавил местное отделение "Мемориала". Дмитриеву и другим сотрудникам фонда удалось поимённо установить 6 241 человека, расстрелянных в Сандармохе. Дмитриев также составлял книги памяти жертв политических репрессий в Карелии за 1930–1940-е годы.
Впервые Юрия Дмитриева задержали в 2016 году после анонимного доноса. В его компьютере нашли обнажённые снимки приёмной дочери. Историк объяснял, что делал их по рекомендации врачей для дневника контроля её физического состояния после жизни в детдоме. В 2018 году оправдательный приговор отменили, а дело направили на пересмотр.
В июле 2020 года суд приговорил 64-летнего Дмитриева по ч. 3, 4 ст. 132 УК к 3,5 годам лишения свободы. До этого он больше двух лет просидел в СИЗО, поэтому должен был выйти на свободу в ноябре. Защита Дмитриева сообщала о давлении и угрозах во время нахождения в СИЗО. 29 сентября Верховный суд Карелии увеличил срок в обвинительной части решения с 3,5 года до 13 лет колонии строгого режима по статье о сексуальном насилии над ребенком.
"Мемориал" признал Дмитриева политзаключенным. В защиту Дмитриева ранее выступили более 170 представителей культуры и искусства, в том числе лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич, актрисы Лия Ахеджакова и Чулпан Хаматова, писатели Дмитрий Быков и Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), музыканты Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков, а также режиссёр Андрей Звягинцев.