Нефтяные котировки радуют мир подъёмом, однако для российского бюджета это необходимость раскошелиться. В Европе рождаются новые проекты по снижению углеродных выбросов.
Февраль на нефтяном рынке задался — с самых первых чисел месяца котировки без передышки шли вверх. К моменту написания статьи они добрались до отметки $61 за баррель. Неплохо, если учесть, что такие цифры высвечивались на биржевых табло в уже, кажется, далёком 2019–м. "Сейчас конъюнктура складывается в пользу игроков на повышение. “Бычьи” настроения подогреваются новостями об успехах альянса производителей ОПЕК++ в деле снижения поставок. Ожидается, что к маю дефицит предложения на рынке нефти составит 2 млн барр. / сутки, а к августу будет достигнута основная цель сделки — снизить мировые запасы до среднего пятилетнего значения. Также на повышение котировок работают ожидания быстрого восстановления экономик вследствие успешной вакцинации населения. Предполагается и сокращение инвестиций со стороны экологически озабоченных инвесторов, что приведёт к увеличению добычи для удовлетворения растущего спроса", — полагает член Экспертного совета ИРТТЭК Дмитрий Коптев.
Позитивные настроения инвесторов немного поугасли из–за февральского отчёта МЭА. Аналитики ожидают, что в 2021 году спрос на нефть достигнет 96,4 млн барр. / сутки (–200 тыс. барр. / сутки к предыдущему прогнозу) и, таким образом, восстановит около 60% потерянного в 2020–м объёма. Однако по итогам I квартала 2021–го цифры не очень утешительные — по отношению к IV кварталу прошлого года спрос упадёт. Тому виной противоковидные меры, которые всё ещё действуют во многих странах, и медленный темп вакцинации в Европе. Эксперты во второй половине года ожидают улучшения экономической ситуации, а с ним и роста спроса на нефть. Кроме того, ОПЕК+ пообещала подтолкнуть сокращение избытка запасов чёрного золота.
"Текущая производственная политика группы требует от большинства участников поддерживать стабильные поставки до марта, в то время как Саудовская Аравия пообещала сократить дополнительно 1 млн баррелей в сутки в этом и следующем месяце", — говорится в отчёте МЭА.
Несомненно, интересный вопрос — как поведут себя цены дальше. Уже стало общим местом в СМИ на подъёмах ставить в заголовки цену $100, которой нефть непременно достигнет. Однако реальность не про "больше — значит лучше". По мнению главы Союза нефтегазопромышленников России Геннадия Шмаля, такие высоты нереальны и в них совершенно нет необходимости. Когда цена превышает $60 за бочку, то на рынок вливаются дополнительные объёмы, которые тут же гасят положительную динамику. Кроме того, цена $60 комфортна для российского бюджета и нефтяных компаний. Еврокомиссия повысила прогноз среднегодовой цены Brent в последнем отчёте — в 2021 году она составит $54,7, а в 2022–м — $52,4. Ранее значения были на уровне $44,6 и $46,4 соответственно.
Жизнь в зелёном цвете
В экологическом пароксизме страны порой словно соревнуются — у кого выше зелёный флаг и кто больше других верен идее декарбонизации. Так, Дания собирается построить остров в Северном море — размером 120 тыс. км и стоимостью $34 млрд. На нём разместят 200 ветрогенераторов — чтобы в ближайшие 10 лет сократить выбросы парниковых газов на 70% (в сравнении с уровнем 1990 года), а к 2050 году свести углеродные загрязнения на ноль и свернуть все нефтегазовые проекты в Северном море. Датское правительство планирует снабжать генерируемым электричеством и соседние страны. В потенциальные партнёры проекта записаны Великобритания, Германия и Нидерланды. Дмитрий Коптев оптимистично смотрит на планы страны: "В богатых странах Северной и Западной Европы государство и население готовы тратить деньги на то, чтобы улучшить свою среду обитания, субсидируя ВИЭ–проекты, а в случае надобности закупая энергию у соседей. Кроме того, у Дании или, к примеру, Великобритании выгодное географическое положение, которое позволяет строить гигантские офшорные ветропарки. Поэтому для Дании поставленные цели вполне осуществимы".
Не отрицая общую положительность намерений государств заботиться об окружающей среде, некоторые заявления (и их регулярность) заставляют усомниться в правдивости лозунгов. "Что касается зелёной энергетики — конечно же, тут сложно сказать, что это надувательство, — говорит независимый эксперт Вячеслав Мищенко. — Многие меняют своё позиционирование, подстраиваются, даже убирают слово “ойл” из названия. США с новой администрацией вливаются в этот процесс. Рассуждений много, но рынка пока нет. Таким образом, никакой базы для ценообразования не существует — нет ни логистики, ни расчётов. Можно наблюдать лишь декларативные заявления. Холодная зима 2020 /21 года показала зависимость от ископаемого топлива. Вся эта зелёная тема крайне безответственна по отношению к обычному обывателю, живущему, например, в Европе. Всё будет не так, как заявлено".
Цифры часто говорят о реальности лучше слов, отмечает Дмитрий Коптев. "Заявления, что уже буквально завтра мы прекращаем все проекты в сфере нефтегазодобычи, послезавтра переходим на возобновляемые источники энергии, а через неделю полностью замещаем парк автомобилей с ДВС электрокарами, — это, конечно, в чистом виде конъюнктурщина. Это хорошо видно на примере США. С одной стороны, президент Байден первыми же указами запрещает строительство нефтепровода из Канады и бурение на федеральных землях. С другой — Управление энергетической информации выпускает прогноз, по которому добыча нефти в США ещё три десятилетия будет держаться выше рекордного показателя, достигнутого по итогам 2019 года", — говорит он.
Отлить и пересчитать
Благодаря росту нефтяных котировок внешний рынок стал гораздо более привлекательным для нефтекомпаний. На товарной бирже автоматически вырос и netback на топливо. При этом стоимость бензинов и дизеля на момент написания статьи находилась в красной зоне в целом после резкого скачка цены в середине января, с тех пор она движется боком.
Вопрос о демпферном механизме между тем приобрёл новые грани. Правительство России поручило ФАС, Минэнерго, Минфину и МЭР до 1 марта 2021 года представить расчёты по влиянию корректировки демпфера на бюджет и экономику нефтяных компаний.
С ростом нефтяных котировок государство будет доплачивать нефтяным компаниям. А Минфин, как известно, настроен всячески приумножать кубышку, и, пока нефть падала, демпфер был для ведомства очень комфортен. И в нынешних условиях можно предположить, что формулу пересмотрят для снижения бюджетных расходов. Вторая головная боль для правительства — сдерживать рост розничных цен.
Для этого нефтяным компаниям Минэнерго рекомендовало наращивать объёмы переработки и запасаться топливом впрок — чтобы пиковый спрос весной не создал дисбаланса на рынке. Согласно оперативной сводке ЦДУ ТЭК, с 3 по 9 февраля на внутренний рынок было отгружено 650 тыс. тонн автобензинов (+4% в сравнении с предыдущей неделей), дизельного топлива 771 тыс. тонн (10,6%).