"Бизнес — как белка в колесе. Останавливаться нельзя"

Про 30–летний рубеж в жизни человека психологи говорят, что это "ранняя зрелость". А в бизнесе?

— Для бизнеса, тем более в России, 30–летие — это уже серьёзная зрелость, а не ранняя! Мы за эти годы приобрели огромный опыт и широкие компетенции в своей отрасли: дистрибуцией мы занимаемся почти все три десятилетия, логистикой — более 10 лет. Есть и другие направления развития, и в каждом из них нам удалось разобраться и достичь высоких показателей.

Как в непростые, кризисные времена продержаться на плаву три десятилетия, да ещё стать успешнее многих?

— Для начала надо иметь команду, характер и определённую смелость. Наша компания была образована 14 февраля 1991 года, а через полгода распался СССР и в стране начались перемены, которые многие теперь вспоминают с содроганием. Но люди с инициативой стали делать первые шаги в новых реалиях. В частности, в стране появились биржи. На нескольких петербургских биржах мы работали в качестве брокера. Помню, мы весьма успешно продавали спички — продукцию фабрики в Чудово, потому что сама фабрика по привычке к социалистическому планированию самостоятельно организовать сбыт не сумела. С тех пор в память врезалось навсегда, сколько коробков спичек вмещает товарный вагон: 1 миллион 998 штук! Потом мы помогали Ленинградскому металлическому заводу, под чьим патронажем находился наш вуз — Ленинградский институт машиностроения, — реализовывать товары, которыми разные страны, например Китай и Индия, рассчитывались за поставляемую им продукцию. Они присылали заводу в обмен на турбины вагонами сахар, тушёнку, пуховики, полотенца и тому подобное — к вящему ужасу заводских руководителей, которые не понимали, куда это девать, а при этом завод нуждался в живых деньгах. Мы взялись помочь родному предприятию, растаможивали эти грузы, продавали и неплохо приумножили капитал своей небольшой фирмы.
Потом мы поняли, что выгодная ниша — импорт продовольствия, потому что оборот пищёвки в стране практически остановился. Тогда мы заключили первые контракты на поставки бакалейных товаров. То есть для успешного продолжения жизни в бизнесе нужны были и требуются сейчас гибкость, мобильность, умение вовремя переключиться. Сейчас у Торгового дома "Энерго" несколько направлений деятельности, в том числе социального плана.

Пандемия COVID–19 стала для вас серьёзным вызовом?

— Ещё бы! Мы провели оперативную работу по организации труда в новых условиях. В начале апреля мы уже сумели отправить офисных сотрудников на удалёнку. Ограничили доступ на склад для посторонних, измеряли температуру у каждого на входе, всех обязали работать в масках и перчатках, хотя на складе работать в них очень непросто. Зато первую волну пандемии преодолели достаточно успешно. Потом регион, как и всю страну, накрыла вторая волна, и вновь пришлось принимать жёсткие меры безопасности в наших подразделениях: каждую неделю производим дезинфекцию склада, а он у нас занимает площадь более 25 тыс. м2, это как два поля "Зенит–Арены". Еженедельно дезинфицируем весь транспортный парк: автомобили доставки, а их у нас семьдесят.
Мы стараемся обезопасить тех, с кем работаем, — арендаторов, покупателей. Конечно, заботимся и о своих работниках: обработка помещений, ультрафиолетовые лампы, средства индивидуальной защиты. На профилактические мероприятия потрачены миллионы рублей. Но затраты окупаются! Объёмы продаж за 2020 год у нас выросли на 15%, налогов мы заплатили больше, чем в 2019 году. Мы сохранили коллектив: на 1 апреля 2020 года у нас числилась тысяча сотрудников, и на 31 декабря это число не уменьшилось ни на одного человека.
За прошедший год компания за свой счёт оплатила сотрудникам более 2 тыс. ПЦР–тестов по выявлению коронавируса и более 100 КТ–исследований лёгких. Заболевшим оказывалась поддержка в организации лечения и восстановлении после болезни. В ситуации пандемии мы ещё раз убедились, что можем работать даже в условиях, приближённых к боевым.

На какие ресурсы опирается бизнес?

— В первую очередь — на людей, на команду. У нас невысокая ротация персонала, многие работают в компании по два десятка лет, наш коллектив болеет за общее дело. Я часто говорю нашим сотрудникам: всё в ваших руках, руководитель ставит стратегические задачи, а выполнять их — вам, поэтому всё зависит от вашей инициативы и ответственности.
Что ещё важно? Постоянно анализировать свою работу и обновляться, находиться в движении. Бизнес — он как белка в колесе, останавливаться нельзя, иначе начнутся серьёзные проблемы. Вот и сейчас у нас обширные планы по развитию. Например, интернет–магазин детских товаров Helptomama, созданный по инициативе нашего торгового дома, на сегодняшний день входит, по оценке независимых источников, в десятку самых известных магазинов детских товаров в России.
Но анализ показывает, что с каждым годом в этом сегменте рынка работать всё сложнее. Поэтому рассматриваем план трансформации интернет–магазина детских товаров в магазин товаров для всей семьи. Это, конечно, потребует новых инвестиций: в дизайн, в маркетинг и рекламу. Кроме того, хотели бы запустить на ресурсе интернет–магазина платформу marketplace, чтобы через наш ресурс предлагать к продаже товары других производителей. Мы начинали с чистого импорта, в течение долгих лет сотрудничаем с торговыми брендами с мировым именем — компаниями Nestle, Unilever, Heinz и многими другими, но всё больше обращаем внимание на российских производителей, что способствует расширению ассортимента наших товаров.

Если бы можно было "отмотать" время на 30 лет назад — вы бы повторили тот же путь в бизнесе?

— Конечно. Возможно, что–то сделали бы по–другому. Я не могу сказать, что мы не совершали ошибок, это была бы некритичная оценка нашей работы. Каждый год из 30 лет работы был по–своему непростой, и всякий раз казалось — сложнее уже не бывает. А потом оказывалось — бывает! Поэтому я считаю, что относиться к тому, что происходит, нужно философски. Приспосабливаться, трансформироваться и никогда не опускать руки.
Если кажется, что больше нет сил, надо не поддаваться. Нужно найти силы и идти вперёд. Именно такой принцип работы позволил нам превратить скромное малое государственное предприятие, учреждённое три десятка лет назад, в крупный торговый дом с универсальным спектром услуг и операций.