Главным событием, затронувшим все отрасли экономики в уходящем году, безусловно, стала пандемия. В том числе она серьёзно ударила и по рынку юридических услуг. С какими проблемами столкнулись юристы, что делали, чтобы сохранить конкурентоспособность, и чего ждут от будущего года, "ДП" рассказала Светлана Гузь, управляющий партнёр бюро юридических стратегий LEGAL to BUSINESS.
Как 2020 год изменил работу юридической отрасли?
— Представители юридического сообщества пережили этот год по-разному. В каких-то компаниях значительно снизился объём контрактов и, как следствие, объём выручки, где-то эти показатели, наоборот, возросли. Наиболее крупные игроки даже заявляют о росте на 15% по сравнению с предыдущим годом.
В целом сегодня мы наблюдаем спад активности. В период кризиса бизнес прежде всего ориентирован на оптимизацию расходов. Большинство представителей малого и среднего бизнеса предпочли отказаться от долгосрочных юридических контрактов. В тех случаях, когда косты на юридическое сопровождение проектов не были снижены, как минимум требовалось более чёткое бюджетирование с фиксированием сроков и установлением верхней стоимостной планки, что сказалось на формировании стоимости услуг. Сейчас можно наблюдать синхронизацию рынка юридических услуг с потребностями клиента: спрос на качество и объём выполняемых услуг растёт, а стоимость оплаты снижается. Это влечёт за собой более жёсткую конкуренцию и неминуемый демпинг. Но, как всегда, победит сильнейший, тот, кто сможет предложить безупречное качество, нестандартный подход, экспертность и работу на результат.
Светлана Гузь, управляющий партнёр бюро юридических стратегий LEGAL to BUSINESS.
Ещё одна характерная черта уходящего года также связана с пандемией и её последствиями. Речь о трансформации привычных рабочих процессов и переходе на электронные рельсы. Новый онлайн-формат работы позволил сохранить оперативность взаимодействия с клиентами и ускорить качество обмена информацией. Но одновременно юристам стала очевидна и серьёзная проблема — сохранение конфиденциальности информации. Этому вопросу мы уделяем особое внимание. Если доверитель предпочитает доносить конфиденциальную информацию тет-а-тет, мы обязательно это учитываем и отвечаем на запрос клиента с соблюдением всех требований Роспотребнадзора, несмотря на то что у нас есть все необходимые сервисы для работы в режиме онлайн.
С какими запросами в этом году клиенты обращались чаще?
— Уходящий год нельзя назвать стандартным. С учётом текущей ситуации на первый план вышла поддержка малого и среднего бизнеса. И, несмотря на то, что преимущественно работаем с крупным и средним бизнесом, мы не могли не протянуть руку помощи бизнес-сообществу из пострадавших отраслей — HoReCa, которые в буквальном смысле оказались без средств к существованию. В первую волну пандемии мы помогали представителям бизнеса из сферы общественного питания (на безвозмездной основе) разобраться в обилии нормативных правовых актов, которые появлялись стихийно, один за другим. Каждый раз мы разъясняли новые требования Роспотребнадзора, помогали избегать штрафов, оказывали содействие в подготовке тех или иных документов для создания профессиональных сообществ, представляли интересы во взаимодействии с государственными органами.
Кроме того, мы продолжаем работать и с нашими постоянными клиентами — крупным и средним бизнесом. Представляем их интересы в судах и государственных органах, ведём банкротные дела, старт которым был дан ещё до вступления в силу моратория.
Поскольку мы являемся одним из соучредителей Ассоциации собственников и арендаторов стрит-ретейла, то активно работаем с представителями данного сообщества, помощь в урегулировании споров которых требуется сейчас на постоянной основе. Пожалуй, именно услуги медиаторства были наиболее востребованы в уходящем году. Важно находить максимальный компромисс с учётом мнения обеих сторон. Понимание бизнеса, что сегодня можно выжить только всем вместе, важно как никогда, это позволяет "слышать" позицию и учитывать интересы второй стороны.
Какие наиболее знаковые кейсы этого года можете отметить?
— Например, практически в первые дни локдауна нам удалось закрыть важную сделку. Представляя интересы одного крупного банка, по прошествии года мы закрыли сделку по возврату суммы в размере 87% от тела долга.
Важно отметить, что на практике, если банкротство длится 3–5 лет, то кредитор в лучшем случае может рассчитывать на 30–50% от суммы долга. И то, как правило, если этот кредит был обеспечен твёрдым залогом.
И это не единственный проект, таких проектов в портфеле Бюро несколько, многие из которых выходят на финишную прямую, несмотря на "сложный" год.
Ещё один кейс связан с пресловутым законом о "наливайках" депутата Дениса Четырбока. Мы приняли активное участие на стороне рестораторов, оспаривали действие данного нормативного акта, участвовали во всех рабочих группах с представителями Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Сейчас разрабатывается ряд поправок в закон, и в этом есть наша прямая заслуга. Надеемся, что изменения будут внесены с учётом замечаний представителей рабочей группы.
К чему готовитесь в 2021 году?
— В будущем году мы ожидаем большого роста банкротных споров и, как следствие, запросов на ведение таких дел как результат отложенного спроса.
На фоне этого неизбежно произойдёт высвобождение активов, будет распродаваться имущество, крупные структуры будут поглощать более мелкие. Можно ожидать укрупнения бизнеса и перераспределения ресурсов. Если государство не начнёт поддерживать малый и средний бизнес в полном объёме, мы рискуем потерять этот сегмент экономики совсем.
В топе запросов по-прежнему будет медиация, а также грамотное выстраивание стратегии взаимодействия должника и кредиторов, не останется без внимания и представление интересов бизнеса с государственными органами, а также помощь в решении арендных споров.
Сложная экономическая ситуация, в которой окажутся предприниматели в будущем году, породит спрос на юридический консалтинг. И даже несмотря на рост конкуренции на рынке, работы хватит всем. Вопрос в том, насколько она будет финансово успешной. По предварительным оценкам отдельных игроков рынка, ожидается рост доходности примерно на 20%. Но конкретные прогнозы делать пока рано — время покажет.