Подарки для никого: в центре Петербурга начали открывать сувенирные магазины

Автор фото: Сергей Ермохин

Несмотря на то что в Петербурге практически отсутствуют иногородние гости, на Невском проспекте открылось сразу два новых сувенирных магазина.

Под конец года на главной торговой улице города заработали лавки "Стрит сувенир" и "Чудесное рядом". Хотя многие сувенирные и книжные магазины на Невском проспекте не пережили локдаун и закрылись.
"Летний сезон без иностранных туристов привёл к стремительному сокращению магазинов книг, подарков и сувениров. Так, Невский проспект с начала года лишился 14 арендаторов этого сегмента, три из них — “Наследие”", — отмечает Наталия Киреева, руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге.
Руководитель магазина "Чудесное рядом" Владимир Смирнов рассказывает, что год назад они открыли точку в ТРЦ "Галерея". Однако из–за почти полугодового локдауна, повышения аренды и снижения проходимости в ТРЦ стало понятно, что этот проект будет убыточным.
"В июле и августе был небывалый наплыв внутренних туристов, изделия ручной работы полюбились российскому покупателю, поэтому была поставлена задача поменять формат и переехать из торгового центра", — вспоминает он.
Наталия Киреева говорит, что к концу этого года свободных помещений на основных торговых улицах Петербурга стало значительно больше, а арендные ставки — ниже. "На Невском проспекте стали снова открываться сувенирные магазины, а также несетевые noname–магазины всесезонных товаров, не связанные с наличием туристического трафика. Они, как правило, заключают краткосрочные договоры аренды, что приведёт в 2021 году к высоким показателям ротации", — считает эксперт.
Киреева добавляет, что ликвидные объекты в хороших локациях рассматриваются известными брендами, но диапазон арендных ставок на такие помещения существенно отличается от докризисного и составляет от 6 тыс. до 10 тыс. рублей за 1 м2 в месяц, включая НДС, в то время как год назад верхняя граница достигала 13 тыс. рублей.
Полномочный представитель Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) в СЗФО Елизавета Нефёдова отмечает, что сувенирный рынок в Петербурге сейчас претерпевает не только кризис, но и период глобальных изменений. "Огромная часть сувенирной продукции до пандемийного периода была заточена под иностранцев. Сейчас главная задача производителей и поставщиков — адаптироваться под изменившиеся реалии и продвигать на рынке национальный продукт", — поясняет она.
Руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин подчёркивает, что для операторов, которые ранее в силу различных обстоятельств не могли выйти на Невский, сейчас появилась такая возможность, поэтому они активно используют свой шанс, несмотря на риск. "Скорее всего, когда туристический поток восстановится (а по нашим прогнозам, это произойдёт не раньше осени), этих сувенирных лавок там уже может и не быть", — предостерегает он.