Наружная история: в Петербурге остановили "вывескопад"

Автор фото: Лидия Верещагина

Закон, запрещающий демонтировать вывески, установленные до 10 октября 1996 года, принят ЗакСом и отправлен на подпись к губернатору. Он должен упростить жизнь градозащитникам, но не коснётся фирм, занимающихся наружной рекламой.

Автор закона депутат Денис Четырбок отметил, что дата 10 октября 1996 года выбрана неслучайно: с этого дня в Петербурге начали действовать особые правила размещения наружной рекламы. Считается, что в Северной столице сохранилось несколько десятков исторических вывесок, но точное их количество неизвестно.
Градозащитники сочли появление закона в целом радостной новостью. "Я рад, что интерес к материальной истории города и потребность моих единомышленников в сохранении “ленинградского времени” находят отклик у законодателей. Жаль, что это не было сделано раньше. Увы, стартом этой инициативы стал “вывескопад”, на который мы обратили внимание весной (массовый демонтаж в результате анонимных заявлений на портале “Наш Петербург”. — Ред.). Можно было спасти столько уникальных конструкций", — говорит художник и создатель сообщества "Вывески Ленинграда" Илья Тихомиров.
По его словам, в поле интереса сообщества попадают любые рекламные конструкции, указатели и таблички советского времени. "Для нас всё это — “вывески Ленинграда”, приметы эпохи. А пользователи портала активно ведут борьбу не только с вывесками, но и с такими артефактами", — поясняет он.
"Петербургу нужны советские вывески, потому что это исторические элементы городской среды. Считается, что советский дизайн, даже массовый, был относительно качественным, и сохранившиеся образцы для нас ценны вне зависимости от того, было это массовое производство и типовой дизайн или вывески, изготовленные по индивидуальным проектам", — соглашается менеджер фонда "Внимание" Ника Артемьева.
Однако к практике законодательной инициативы у активистов есть вопросы. Неясно, решит ли закон сложности согласования. "Делать это нужно через собственников, а поскольку вывески чаще всего расположены на фасадах многоквартирных домов и промышленных предприятий, найти собственника бывает непросто. Если собственники не займутся согласованием таких вывесок, то возраст не защитит их от демонтажа. К сожалению, собственники вряд ли будут по своей инициативе тратить время и средства. Они даже могут не знать, чем владеют", — подчёркивает Ника Артемьева.
"Отлично, что старую вывеску, которая не подходит под современные стандарты, теперь, как я понимаю, можно “легализовать”. Но интерес собственников к таким конструкциям, прямо скажем, разный. Иные и рады были избавиться от “хлама”. И, к сожалению, продолжат избавляться", — сетует Илья Тихомиров.
По мнению заместителя председателя Совета петербургского ВООПИиК Александра Кононова, большинство советских вывесок стоит сохранить, хотя и не все.
Опрошенные корреспондентом "ДП" представители рекламного бизнеса к новому закону относятся абсолютно равнодушно, отмечая, что он фактически не затрагивает их сферу деятельности.