Дивиденды за простой: авиакомпании пополнят потери средствами из госказны

Автор фото: Сергей Ермохин

Росавиация возобновила субсидирование предприятий гражданской авиации, связанное со снижением пассажиропотока из–за COVID–19.

Общий объём поддержки авиакомпаний составляет 7,35 млрд рублей, аэропортов — 1,8 млрд.
За каждого путешественника, "потерянного" в июле (по сравнению с июлем–2019), аэропортам вернут 195 рублей (помощь за первую половину года уже оказана). Убытки перевозчиков куда более глобальны, поэтому и диапазон выплат шире (с июля по ноябрь), и рассчитываются они по более высокой ставке — 685 рублей за пассажира вместо прежних 365 рублей.
"Коэффициент увеличили по просьбе авиакомпаний. На момент принятия первичного решения было очень сложно оценить глубину негативных явлений, поэтому в последующем программа была продлена, а размер субсидий увеличен", — пояснили "ДП" в пресс–службе Росавиации.
Вместе с тем фонд поддержки увеличен не будет — лишь продолжится распределение денег, оставшихся после весенней раздачи. За тот период авиакомпаниям было перечислено 13,9 млрд рублей, аэропортам — 9,1 млрд.
Покрыть июльские потери средствами из госказны рассчитывает ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС), оператор Пулково, который ранее уже получал субсидии за II квартал.
"Субсидирование позволяет ВВСС сохранить штат сотрудников. Кроме того, средства предназначены для поддержания деятельности предприятия. Хотя, конечно, субсидии не покроют все убытки компании, возникшие во время пандемии", — рассказали "ДП" в пресс–службе ВВСС.
Архангельская SmartAvia в этот раз планирует получить из госказны 143 млн рублей. "С мая по август 2020 года авиакомпания получила субсидии на 111,6 млн рублей. Сейчас мы подали заявления на субсидии за июль–август и октябрь–ноябрь. Ожидаем их получения до конца 2020 года. Они будут направлены на оплату труда персонала авиакомпании", — говорят в пресс–службе перевозчика.
Напомним, расходование субсидий на содержание штата прописано в условиях федеральной программы. На эти цели должно быть направлено не менее 60% полученных средств. Остальными 40% можно оплатить аренду или лизинг самолётов, парковочные площади и топливо.
А вот петербургская "дочка" "Аэрофлота" — авиакомпания "Россия" — на новые выплаты пока не заявлялась. В мае она уже получила солидную компенсацию: из 7,89 млрд рублей, выделенных авиахолдингу, 20% (1,58 млрд) досталось именно "России". По словам её пресс–секретаря Сергея Старикова, последствия пандемии летом и осенью "Россия" постаралась нивелировать переориентацией на региональные направления.
Не исключено, что субсидирование отрасли продолжится и в 2021 году. "Самолёты стоят на земле, но это не значит, что у авиакомпаний исчезли операционные расходы. Нужно сохранять штат. Пилотов можно и уволить, но не факт, что потом легко наберёшь новых", — предостерегает независимый авиаэксперт Вадим Лукашевич.