Фото: Сергей Коньков

Время разбрасывать сервисы: 5G отдаляется от жителей России

Если в прошлом году перспективы появления сетей пятого поколения в России можно было считать туманными, то 2020-й расставил все цифры перед G.

Пока в Китае, Японии и даже соседней Финляндии всерьёз взялись за исследование 6G и обещают, что технология появится через десятилетие, в России даже сети 5G будут полноценно развёрнуты не ранее 2025-го — и дело не только в борьбе за необходимые частоты 3,4–3,8 ГГц, которые не отдают Минобороны и "Роскосмос". Сеть 5G в России должна развёртываться исключительно на отечественном оборудовании. "Согласно дорожной карте отечественное оборудование в достаточном объёме для массового применения появится только в конце 2024 года", — отмечают в "Мегафоне". По оценкам компании, если бы сети 5G были запущены в 2021 году, объём производства оборудования для России к 2030 году достиг бы более 5 трлн рублей. При этом уже сейчас по всей стране операторы запускают базовые станции, прокладывают кабели в стандарте 5G-ready. Из последнего — в таком формате МТС построили сеть на "синей" ветке метро. Она сделана таким образом, что при массовом внедрении стандарта 5G можно будет оперативно развернуть мобильную связь нового поколения.

Итоги — 2020. Новый журнал в год вируса

Итоги — 2020. Новый журнал в год вируса

11140

"Чем быстрее надзорные органы определятся с выделением того или иного диапазона частот, тем скорее сами операторы примут свои дорожные карты по внедрению технологии. Стоимость инвестиций в строительство сетей 5G и темпы развёртывания сетей будут напрямую зависеть от выделенного диапазона", — подчёркивают в Tele2.

По данным GSMA, в мире 5G уже есть у 101 оператора. Россия же окажется в числе замыкающих к 2025 году, считают в "Мегафоне". Задержка с запуском сетей 5G приведёт к тому, что экономика России потеряет порядка $32 млрд в период с 2025 до 2030 года.

Лучше, чем ничего

Промедления с 5G заставляют испытывать танталовы муки всю отрасль, и операторы делают всё возможное для приближения заветной технологии. Так, "большой четвёркой" за год было развёрнуто несколько тестовых зон в разных городах страны. В Петербурге пятое поколение тестировал "Билайн" в "Севкабеле", МТС в Кронштадте, а "Мегафон" продолжил исследования в своей 5G-лаборатории на базе ВШМ СПбГУ.

Несмотря на то что частный пользователь на долгие годы останется без 5G, бизнес-клиенты уже становятся потребителями сетей пятого поколения. МТС первыми получили лицензию на развёртывание сетей в диапазоне 24,25–24,65 ГГц (для нужд бизнеса такие частоты подходят). Стандарт 5G позволит компаниям активно использовать технологии искусственного интеллекта, интернета вещей, VR/AR для удалённого управления оборудованием, развития беспилотного транспорта и создания новейших систем контроля качества на производстве. Так, например, в начале этого года МТС и Ericsson развернули первую в России промышленную сеть 5G на заводе "КамАЗ". А в августе МТС и СИБУР договорились о развитии зоны выделенной сети 5G на территории завода "СИБУР–Химпром". Вместе с тем "Мегафон", кажется, воспринял стихотворение "зато мы делаем ракеты" буквально и вкладывается не только в 5G, но и в альтернативные способы коммуникации. Компания инвестировала 6 млрд руб­лей в исследование возможностей развития спутникового интернета.

Убрать балласт

Ещё весной считалось, что телеком-отрасль от пандемии останется в выигрыше: якобы рост спроса на услуги связи как со стороны населения, так и со стороны бизнеса повысит финансовые показатели компаний. Реальными цифрами такое мнение не подтверждается. Если в прошлом году минусовая динамика выручки была только у "Вымпелкома", то за первое полугодие похожие результаты показал и "Мегафон" — снижение на 4,7%. У "Билайна" за первое полугодие выручка упала на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Обе компании связывали такое положение дел с пандемией. В то же время локдаун подтолкнул мобильных операторов к решению, которое напрашивалось давно: началась оптимизация розничных сетей и постепенное сокращение розничных точек. Так, в МТС за год было закрыто 669 салонов, в "Билайне" — 600 за 2019–2020 годы.

За всё заплатят горожане: Петербург оказался не готов ко второй волне пандемии

За всё заплатят горожане: Петербург оказался не готов ко второй волне пандемии

112038
Алексей Михайлов

"Мы сфокусировались на эффективности нашей розницы, на работе с онлайн-каналом. Какие-то офисы закрыли, какие-то перенесли. Самый важный тренд года — серьёзная перестройка в сторону онлайна во всех отраслях, и мы не исключение", — отмечают в "Билайне". По словам представителей МТС, причин для пересмотра форматов операторской розницы несколько. Во-первых, растут продажи через онлайн-каналы (по итогам III квартала выручка МТС от онлайн-продаж выросла на 76,3% в годовом исчислении). Кроме того, сами пользователи стали реже обращаться в салоны за помощью. Это связано с развитием сервисов самообслуживания и возможностью купить сим-карту онлайн или через терминал.

Всем стать

Тот факт, что абоненты "закончились" и подключать больше некого — в России в среднем на одного жителя приходится 1,8 мобильных подключений, — заставляет операторов искать другие точки роста. Количество "не телеком" продуктов в МТС уже превышает 50, конкуренты не отстают: услуги предоставляются по всем фронтам — это и банковские сервисы, и медиа, и ИТ. Операторы уже видят себя полноценными экосистемами наравне со "Сбером", Mail.ru Group, "Яндексом". И только "Билайн" скромно говорит о ставке на партнёрство с сервисами для покупок, доставки, онлайн-образования.

Эксперты же считают, что дополнительные сервисы и другие ухищрения похожи на поиск философского камня — многообещающе, но безрезультатно. Количество пользователей сторонних сервисов растёт, но медленно. Взять хотя бы успехи на взлетевшем из-за пандемии рынке онлайн-видеосервисов. По подсчётам аналитического агентства TelecomDaily, больший объём рынка в первом полугодии 2020-го приходится на Ivi (23%) и Okko (17%). Игроки телеком-рынка демонстрируют более скудный результат: 6% — у "Ростелекома" и 4% — у "МегафонТВ". Остальные операторы и вовсе в расчёт не попали, на них и другие сервисы приходится не более 3%. Ситуация близка к патовой: 5G мощный толчок отрасли не даст, абонентскую базу расширять некуда. Мобильным операторам остаётся делать выжидательные ходы, тестируя различные подходы и сервисы, надеясь, что что-нибудь выстрелит.

Материал подготовлен для проекта Итоги — 2020

Анна Торговцева Все статьи автора
10 января 2021, 17:10 1440
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама