Политика оптимизации: что сделали в Смольном с петербургской архитектурой

Автор фото: vostock-photo

Конец года — традиционное время подведения итогов.

В моём случае — пятилетка работы на должности главного архитектора Санкт–Петербурга.
В адрес КГА звучали и до сих пор ещё звучат обвинения, что когда–то была осуществлена бессистемная, хаотичная массовая застройка периферии. Для регулирования этих процессов ведомству нужны были соответствующие полномочия. В 2015 году мы разработали законодательную базу — и полномочия у КГА появились.
Речь идёт об обязательном согласовании архитектурно–градостроительного облика жилой застройки. Именно эта мера позволила приостановить галопирующий рост массового жилья, часто сомнительного качества. К сожалению, закон обратной силы не имеет: многие разрешённые объекты, утверждённые до 2016 года и реализуемые до сих пор, остановить невозможно.
Могу только добавить, что за эти 5 лет я не позволил себе лично согласовать ни одного здания, превышающего высоту 40 м. Такие проекты, а также проекты важных общественных объектов были вынесены на публичное рассмотрение Градостроительным советом при правительстве Петербурга — авторитетным профессиональным сообществом.
Статус Градсовета в связи с его непосредственным участием в формировании архитектурного облика города значительно вырос. Это способствует осознанию огромной социальной ответственности людей нашей профессии.
Недавно зона ответственности Градсовета расширилась — ему предстоит принимать решения о возможности размещения крупных информационных конструкций на городских фасадах.
Продолжая тему новаций в градостроительном законодательстве — после введения процедуры согласования облика, что реально привело к повышению качества массовой застройки, в 2016 году мы приняли изменения Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), которые предусматривают обязательное обеспечение жилой застройки необходимой социальной инфраструктурой.
Эти изменения были нужны намного раньше — но тогда ошибочно полагали, что рынок отрегулирует себя сам. Этого не случилось. Существующий дефицит социальной инфраструктуры за последние 2 года удалось реально сократить, поскольку у службы Госстройнадзора появились законные основания не выдавать разрешение на строительство необеспеченных объектов.
В 2019 году ПЗЗ были дополнены — об обязательном обеспечении жилой застройки зелёными насаждениями общего пользования при разработке проектов планировки.
В 2016 году были утверждены Правила благоустройства территории Петербурга. В них нашла отражение политика по сохранению и улучшению эстетического облика мегаполиса. Город постепенно избавлялся от агрессивного "визуального шума" массированной рекламы и информации.
Политика, направленная на сохранение архитектурного облика города и оптимизацию размещения информационных вывесок и рекламы в городской среде, была внесена в "Белую книгу" Всемирного клуба петербуржцев.
К сожалению, в ответ на крайнюю активность предпринимательского сообщества в 2020 году в законодательство были внесены изменения, которые расширили возможности бизнеса. Они стали результатом неутомимых споров на протяжении последних 2 лет.
Важным для городской среды новшеством я считаю введение и недавно завершённое расширение палитры традиционных цветов Петербурга, который изначально строился как город с цветными зданиями. Но у нас совершенно особый климат, приглушённая светимость небосвода, что накладывает ограничения на применение ярких цветов. Распространившееся в 2000–х годах применение таких цветов в массовой жилой застройке — это ошибка.
Необходимо придерживаться правил петербургской цветовой палитры, над созданием которой трудились ленинградские архитекторы ещё в 70–х годах прошлого века. Сейчас в рамках благоустройства городской среды комитет работает над созданием масштабной концепции городского освещения. Университет ИТМО закончил для нас исследование и разработку функционально–пространственной организации световой среды. Архитектурная подсветка в нашем городе считается одной из лучших в мире, но её потенциал безграничен. Интересна также работа по размещению световых проекций на брандмауэрах как альтернатива граффити — до конца года у нас будут подсвечены ещё несколько адресов.
Важное для меня направление — развитие практики архитектурных конкурсов. Всего за эти 5 лет комитетом или при его непосредственном участии было проведено более десятка архитектурных конкурсов различного масштаба и направленности. Наиболее масштабный завершён совсем недавно — на концепцию арт–парка "Тучков буян".
Конечно, главной работой комитета был и остаётся новый генеральный план города. Его проект уже готов и проходит необходимые согласования на межрегиональном и федеральном уровнях. Пандемия внесла в эту работу свои коррективы, но исключительно процедурные и временные.
Автор статьи — глава КГА Владимир Григорьев .