Совет в кризис: открывайте своё дело, наёмным работником всегда успеете стать

Автор фото: Анна Горбань
Елена Церетели

Подводя итоги уходящего года вместе с председателем Общественного совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Еленой Церетели, "ДП" попытался найти ответы на наиболее обсуждаемые сегодня в бизнес-сообществе вопросы: как изменился портрет петербургского предпринимателя, какие преференции ждать от власти в 2021 году и почему не стоит откладывать открытие собственного дела в долгий ящик.

Как 2020 год изменил петербургский бизнес?
— Совершенно очевидно, что на фоне пандемии в Петербурге изменился предпринимательский ландшафт. Только по официальной статистике перестали существовать порядка 6% предприятий. А это около 20 тыс. субъектов МСП. Сложно сказать, какое будущее их ждёт, но из опыта можно говорить о том, что далеко не все продолжат свою работу. Коронакризис многим дался гораздо тяжелее, чем кризисы 1998, 2008 и 2014 годов.
Кроме того, можно сказать, что бизнес помолодел. Появилось очень много молодых игроков, тех кто смог занять ниши, которые сегодня актуальны как никогда: это всё, что связано с IT-технологиями, с автоматизацией рабочих процессов, с возможностью продаж в сети, с развитием маркетплейсов.
Отвечая требованиям времени, мы также стали использовать все современные инструменты в работе, в частности, с целью реализации национального проекта "Мой бизнес.рф": создали свой маркетплейс, организовали коммуникации исключительно в онлайн формате. Сначала было сложно, мы не знали, как это всё будет работать. Но всё получилось, и результаты превзошли все наши ожидания. Можно сказать, что мы перевыполнили поставленные задачи на 50%.
Как вы оцениваете помощь малому и среднему предпринимательству, которая была оказана в этот непростой год властями, почему бизнес не может ощутить поддержку в полной мере?
— На сегодняшний день город использовал максимально все возможные варианты поддержки. Если проанализировать преференции, которые были оказаны бизнесу, и перевести их в денежное выражение, то получится сумма в 24 млрд. рублей. Всего было принято три пакета мер поддержки, касающихся налоговых послаблений, финансового содействия и арендных отношений.
Но помощь была оказана только 12 пострадавшим отраслям в соответствии с решением, принятым на федеральном уровне. В отраслях были выделены 54 сферы деятельности: это весь туризм, HoReCa, компании, связанные с частным образованием, спортивные и досуговые организации.
В плане налоговых преференций город пошёл на то, чтобы снизить ставку по упрощённой системе налогообложения (УСН), по которой работает большая часть малого и среднего бизнеса, с 7% до 5%, с 6% до 3%. Сегодня, когда уходит в историю налог ЕНВД, пониженные ставки УСН очень важны.
Общественный Совет также пролоббировал решение о введении моратория на повышение кадастровой стоимости имущества, таким образом не допустив резкого роста статьи расходов у предпринимателей. По нашим оценкам — порядка 30%. Очень важно, что по арендным платежам была предоставлена рассрочка оплаты.
С точки зрения финансовой поддержки была проведена докапитализация Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса на 2 млрд. рублей, что позволило предпринимателям, которые обещают сохранить рабочие места, предоставить зарплатные кредиты по ставке 1%. Мы подчитали, что благодаря этой мере бизнесу удалось сохранить до 11 тыс. рабочих мест.
К чему готовиться бизнесу в будущем году?
Начнем с того, что город понимает всю критичность ситуации. Когда было официально объявлено о второй волне пандемии, первое, что было доложено губернатору Петербурга представителями экономического блока — это цифры, демонстрирующие резкое снижение доходов в казне города от работы малого и среднего бизнеса. Было очевидно, что сами предприниматели пострадали в разы больше. Сегодня есть понимание, что закрытия — это крайняя мера. Но ведь и власти находятся в крайне сложной ситуации. И это характерно не только для Петербурга. В крупных европейских городах запреты на ведение деятельности в ряде сфер введены до конца января, люди потеряют огромное количество денег, которые могли бы заработать в том числе в рождественские праздники. Думаю, в ближайшие полгода ещё будет очень непросто. Что может облегчить ситуацию? Максимальная открытость и готовность к диалогу. Нужно продолжать докладывать о ситуации, чтобы у власти было чёткое представление, что на самом деле происходит.
Мы стараемся также помогать по мере возможности всем, кто обращается к нам. Так, ещё в самом начале мы помогли предпринимателям договориться с управляющим Торговым домом "Пассаж" о преференциях по арендной плате. Кроме того, мы представляли интересы санаторного сообщества Курортного района в местной администрации. Мы уточнили у собственников отелей, какую часть от общих выплат составляют именно коммунальные платежи, и ходатайствовали об их приостановке. Мы были услышаны и, насколько я знаю, эта мера работает и сегодня.
Что касается ожиданий, то большая часть перечисленных мной государственных мер поддержки будет актуальна и в 2021 году. Воспользоваться же ими теперь смогут больше предпринимателей. Ведь ещё одно из важных принятых недавно решений — предоставлять помощь по реально действующему ОКВЭДу, неважно является он основным или нет.
Как отразился на малом и среднем бизнесе миграционный вопрос?
— В Общественный Совет входит Ассоциация малых строительных фирм. По информации её представителей, малые предприятия восприняли отсутствие мигрантов как большой плюс. Дело в том, что до сих пор большие строительные корпорации при реализации своих проектов полностью обходились собственными силами, образуя внутри одной компании узкопрофильные структурные подразделения. В Европе же сплошь и рядом на выполнение работ по электрике, отделке помещений, по клинингу привлекаются подрядные организации, большинство из которых — это предприятия малого и среднего бизнеса. Теперь ситуация может в корне измениться. Можно сказать, у "малышей" появился шанс.
Сегодня все говорят о глобальной диджитализации всех сфер деятельности. Можете ли сказать, что и для Общественного совета этот год стал переломным?
— Да. Мы особенно это ощутили, ведь мы работаем с коммуникациями, а информация — это наш инструментарий. Уже 18 лет Совет является оператором Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга. Раньше и речи не было о том, чтобы привлечь представителей других субъектов. Мы просто не могли это себе позволить в силу ограниченного числа дней, отведённых для Форума, и отсутствия помещений. В этом году, благодаря онлайн формату мы смогли пригласить представителей 15 регионов. Всего было зарегистрировано 8,5 тыс. участников, из них — 150 спикеров. Это рекордное число. Было невероятно интересно, но главное, мы получили великолепную возможность обменяться практиками, а такого количества позитивных отзывов мы не получали ещё никогда.
Важно, что те компетенции, которые возникли сегодня, уже никуда не денутся. Мы поняли, что теперь можем к обсуждению проблем привлекать более широкий круг лиц. Поэтому даже по окончанию пандемии, обязательно будем использовать наработанный опыт и сохраним дистанционный формат работы по ряду направлений.
Как поступить тем, кто находится сегодня на перепутье, кто не знает, куда двигаться дальше и подумывает о собственном деле?
— Начать бизнес. Наёмным работником всегда можно успеть стать, а открыть своё дело — нет. Всё-таки для этого нужен определённый настрой, поэтому если есть желание — надо пробовать. Тем более сейчас, когда для этого есть такие преференции, как патенты и нулевая ставка для начинающих. Для начала можно прийти к нам. Тем более, что с открытием на базе центра "Мой бизнес" на улице Маяковского, 42, отделения МФЦ для бизнеса все услуги можно получить в буквальном смысле по принципу "одного окна". Во-первых, представители МСП могут проконсультироваться с профессионалами, во-вторых, принять участие в обучающих мероприятиях, семинарах, выставках, которые проводят наши специалисты. Кроме того, в рамках одного визита можно воспользоваться сразу несколькими сервисами. Например, зарегистрировать юридическое лицо, получить разрешение на осуществление определенных видов деятельности, зарегистрировать договоры аренды в Росреестре, а также проконсультироваться по вопросам, связанным с различными этапами ведения бизнеса. Доступны и негосударственные услуги — такие, как выдача ключей простой электронной подписи и открытие расчётного счета.
Мы гордимся тем, что в этот непростой год нам удалось добиться концентрации на одной площадке всех инструментов государственной поддержки. Это позволит предпринимателям сэкономить время, получить максимальное количество услуг, а главное — сориентироваться, на правильном ли пути они находятся.
Впереди ещё много планов, в том числе и на 2021 год. И, глядя на работу коллег и друзей, могу сказать, что не только у нас, потому что для многих уходящий год стал не просто вызовом, но и стимулом для дальнейшего развития.