"Чёрная пятница" для российского ретейла действительно оказалась чёрной — как посчитал Сбериндекс, россияне потратили на распродажах на 39,2% меньше, чем в прошлом году.
Правда, онлайн–ретейлеры и всякие сервисы электронной коммерции хвалятся — число покупок в российских интернет–магазинах по сравнению с обычными выходными в прошлом месяце увеличилось на 61%, а оборот увеличился в 1,5 раза. По сравнению же с прошлогодней распродажей средний чек в интернет–магазинах вырос на 12% и составил 4 963 рубля, но надо помнить, что за это время выросли и цены.
Также надо понимать, что плюс перехода покупателей в онлайн компенсируется минусом продаж в офлайне. В данном случае успех "чёрной пятницы" интернет–продавцов означает всего лишь рост одного канала продаж, а не рынка торговли в целом и тем более не рост доходов и потребления. Было дело, люди покупали "вживую", одновременно расходуя деньги на фуд–кортах, и в транспорте, и много где ещё, но сейчас они запасаются "товарами для дома", кликая по экрану. Нет, интернет–продажи тоже дают работу — курьерам и перевозчикам, но это всё–таки не то, что человеческий поток, заполнявший бутики и торговые центры. Город, состоящий из человейников на одной стороне улицы и складских комплексов на другой стороне, выглядит не слишком привлекательно. Кроме того, рост продаж "со скидками" вообще–то означает, что в ближайшее время рынок ждёт провал: все постарались всё купить подешевле, а в ближайшее время покупать будут значительно меньше.
Что действительно выросло в "чёрную пятницу" — причём в 2,3 раза по сравнению с сентябрём–октябрём 2020 года — это сбыт онлайн–развлечений (фильмов, игр, подписок). Можно увидеть здесь большое будущее виртуальной экономики, но на самом деле люди часто хватаются за развлечения в воображаемом мире, не имея выбора в мире настоящем. В 1896 году, в первый год "золотой лихорадки" на Аляске, главной проблемой для тысячи ста жителей посёлка Доусон стал досуг: мороз, полярная ночь и снег по пояс заставили старателей сидеть по домам, и делать им было нечего. Но у одного парня нашлось пять книжек, которые он давал почитать — не бесплатно. Каждая книга приносила владельцу библиотеки 34 доллара в сутки. Расплачивались с ним золотым песком — считая в нынешних деньгах, продавец интеллектуального продукта зарабатывал по 15 000 долларов в день.
Так что рост спроса на онлайн–развлечения вполне может быть производной от провала доходов и перспектив. Сиди дома и смотри в экран — вот и все удовольствия.