На острие ножа: петербуржцы стали чаще обращаться к косметологам

Автор фото: Vostock-photo

Спрос на услуги клиник эстетической медицины в 2020–м вырос: петербуржцы обращались к косметологам чаще, чем в прошлом году. Однако интерес к бьюти–процедурам не поможет рынку компенсировать карантинные потери.

Стремительно развивающаяся сфера эстетической медицины этой весной почти рухнула. Если крупные компании после снятия коронавирусных ограничений открыли свои двери для клиентов, то небольшие клиники были вынуждены уйти с рынка. По мнению президента медицинского холдинга "Медика" Нины Ботерашвили, косметология в целом стала одной из тех ниш рынка коммерческой медицины, по которым карантин ударил сильнее всего.

Приплыли

Управляющий системой клиник "Меди" Марина Касумова объясняет: весна — традиционно самый активный сезон для косметологии. "Это связано с подготовкой к лету и тем, что некоторые процедуры (например, лазерное и фотоомоложение) летом делать нельзя. Поэтому ограничительные меры действительно серьёзно ударили по пиковому периоду", — говорит она.
Нина Ботерашвили подчёркивает, что карантин сказался на финансовых показателях II квартала клиники "Медика", это притом что компания является крупным медицинским холдингом.
"Наши ресурсы и многопрофильность позволили компенсировать потери в результате простоя. Маленьким же клиникам и кабинетам этот карантин стал приговором: многие небольшие игроки были вынуждены прекратить свою деятельность", — рассказывает она.
Кроме того, активизировался весной этого года и чёрный рынок. Екатерина Климова, основатель и главный врач "Клиники косметологии Екатерины Климовой", замечает, что потребность в процедурах у клиентов осталась. "В связи с тем, что клиники не могли работать, многие пациенты ушли к косметологам “на дому” — их никто не контролирует. А “вчёрную” в основном работают люди без медицинского образования".
О развитии нелегального рынка говорит и Нина Ботерашвили: "Поскольку медицинским центрам и клиникам работать было официально запрещено, пациенты обращались к “специалистам”, которые готовы были принимать на дому — не заботясь ни о безопасности своих клиентов, ни о том, что это усугубляет эпидемиологическую ситуацию в городе".

Нам не поможет

После долгой и мучительной весенней самоизоляции, как и ожидалось, петербурженки (и некоторые петербуржцы) хлынули на приём к косметологам. Однако даже крупным компаниям не помог рост спроса — большинство клиник говорят о том, что компенсировать убытки получится не скоро.
Если сравнивать показатели 2019 и 2020 годов, в клинике "Меди" в III квартале спрос вырос на 10%. "В условиях самоизоляции весь организм испытывал стресс, гипоксию, гиподинамию и дефицит витамина D. Неудивительно, что кожа очень чутко на это реагирует и нуждается в помощи специалистов", — рассказывает Марина Касумова.
И всё же такие значительные финансовые потери, которые понесло направление косметологии во II квартале, по мнению Касумовой, компенсировать в рамках года нереально. "Вероятнее всего, по итогам 2020–го мы зафиксируем спад объёмов по сравнению с 2019 годом. Несмотря на то, что I и III кварталы были достаточно успешными. А что нас всех ждет в IV квартале — пока не очень понятно", — говорят в "Меди".
Главный врач клиники Come Mode Medical, президент Ассоциации регенеративной эстетической медицины в России Екатерина Глаголева тоже заметила рост числа пациентов. Она шутит, что после снятия ограничительных мер приходилось часто останавливать "кавалерийский наскок" с просьбами сделать всё и сразу.
В клинике Come Mode Medical ажиотажный спрос наблюдался на безоперационную липосакцию (в народе — заморозка жира), компании пришлось даже купить второй аппарат для этой процедуры.
Но, несмотря на значительный рост спроса, на компенсацию карантинных потерь, по мнению Глаголевой, уйдёт ещё немало времени.
"Главное, чтобы руководители и главврачи в страхе от второй волны и курса не стагнировали, продолжали наблюдать и приобретать новые технологии, аппараты, пользовались во благо пациентов последними научными достижениями", — комментирует она.
В "Медике" после снятия ограничений также зафиксировали определённый всплеск посещаемости, однако Нина Ботерашвили говорит, что не назвала бы его ажиотажным. По своей специфике косметология — это в основном курсовые процедуры, которые были прерваны из–за карантина.
"Как только клиникам разрешили работать, к нам поспешили постоянные пациенты, которым необходимо было продолжить терапию. А поскольку постоянные клиенты составляют 80% нашей посещаемости, то именно они и обеспечили высокие показатели июля, которые были сопоставимы с июлем 2019 года", — рассказывает Ботерашвили.
Конец лета и начало осени в "Медике" показали стагнацию, как объясняют в клинике, сказался и сезонный фактор, и общее падение доходов населения, и определённая настороженность в отношении эпидемиологической ситуации.
Сейчас компания предлагает клиентам специальные условия и подбирает комплексы услуг, которые были бы доступны пациентам с разным уровнем дохода.
Екатерина Климова рассказывает, что её клиника тоже придумывает различные выгодные предложения, чтобы сделать некоторые процедуры доступнее для клиентов.
Однако сейчас объявлять акции всё сложнее: цены препаратов и косметики у поставщиков только растут.
"Достаточно тяжело компенсировать потери, сейчас нам приходится увеличивать поток первичных пациентов", — рассказывает Климова.