Небольшой выхлоп: рынок электромобилей растёт медленными темпами

Автор фото: Беликов Валентин

Электротранспорт набирает популярность по всему миру. Россия пытается перенять тренд, хотя и с отставанием.

Через 25 лет доля электромобилей в общем количестве машин в мире достигнет 16,5%, говорится в ежегодном обзоре World Oil Outlook от ОПЕК. Несмотря на то что в России этот рынок развивается медленнее, чем в западных странах, аналитики прогнозируют его рост в ближайшие годы. Согласно базовому сценарию прогноза PwC, увеличение объёма продаж электромобилей в 2017–2025 годах в России составит 20%, а пессимистичный прогноз предполагает пусть и небольшой, но всё же рост на 6%.
В Автостате подсчитали, что на 1 июля 2020 года в России было зарегистрировано 7925 легковых электромобилей. Наибольшее количество этих транспортных средств стоит на учёте в Приморском крае (1138 штук), Иркутской области (843) и в Москве (672). Петербург в этом рейтинге занял 10–е место — в городе на Неве зарегистрировано лишь 205 электрокаров. Наиболее популярными моделями в СЗФО сейчас являются Nissan Leaf и Tesla.
"В августе 2020 года был продан 81 новый электромобиль (в августе 2019 года — 50 штук). Лидером продаж стал новый кроссовер Audi e–tron (29 штук), который дебютировал на российском рынке. В прошлом году лидером был Nissan Leaf (почти 90% продаж). Российский рынок электротранспорта сильно отстаёт от мирового, особенно китайского. В Китае годовые продажи электромобилей перевалили за миллион штук. В России же объём продаж по итогам 2019 года в общей сложности составил немногим более 3 тыс. единиц", — рассказал "ДП" ведущий инженер Центра энергетических технологий Сколтеха Егор Пажетнов.
Эксперт также уточнил, что на мировом рынке постоянно появляются новые бренды электротранспорта. Лидирует на данный момент Tesla, а затем идут три китайские фирмы. Что касается России, серийное производство в стране пока не налажено, а 90% всех продаж приходится на электромобили с пробегом.

Стимулы сверху

Главным энтузиастом развития рынка электротранспорта в России пока остаётся государство. Причём речь идёт не только о частных легковых машинах, но и об общественном транспорте. Например, мэр Москвы Сергей Собянин объявил о намерениях заменить весь парк дизельных автобусов в городе на электробусы к 2030 году. Так в городе хотят улучшить экологическую ситуацию.
Меры по стимулированию перехода на электротранспорт принимаются также в Петербурге, хотя и не в столичных масштабах. Так, "Ленэнерго" участвует в реализации "Региональной программы по оснащению зарядными колонками (станциями) для транспортных средств с электродвигателями в Санкт–Петербурге на 2020–2030 годы", утверждённой распоряжением комитета по энергетике и инженерному обеспечению. В соответствии с программой в 2021 году "Ленэнерго" установит 20 новых зарядных станций.
"Места установки электрозаправок распределены таким образом, чтобы охватить крупные магистрали, наиболее оживлённые дороги, подъезды к КАД и ЗСД. В настоящее время доступны 49 зарядных станций “Россети Ленэнерго”: 40 расположены в Санкт–Петербурге, девять — в Ленинградской области. Они оборудованы различными типами разъёмов и позволяют заряжать гибридные модели авто",— пояснили в "Ленэнерго". Согласно региональной программе, число электрозаправок в городе достигнет 95 в 2023 году. Общий объём финансирования проекта — 51,52 млн рублей.
Примечательно, что после оформления карты клиента (для этого необходимо предоставить свидетельство о регистрации транспортного средства) заряжаться можно бесплатно на любой станции "Ленэнерго".
Что касается общественного транспорта, на сегодняшний день по Петербургу курсируют 10 электробусов Volgabus c ночной зарядкой и запасом хода в 240 км, которые принадлежат ГУП "Пассажиравтотранс".
"Перед закупкой первой партии “Пассажиравтотранс” протестировал различные модификации электробусов как с медленной, так и с ультрабыстрой зарядкой в условиях климата и дорожной ситуации в Петербурге. Выбор был сделан в пользу ночной зарядки, обеспечивающей длительный запас хода электробуса. Во внимание был принят и тот факт, что установка станций для зарядки на улично–дорожной сети может нарушить сложившееся визуальное восприятие центра города. Зарядка электробусов осуществляется в ночное время в автобусном парке и не требует дополнительной инфраструктуры", — рассказали в пресс–службе компании.

Дорогое удовольствие

Одной из главных причин, по которым усилия властей не приводят к всплеску на рынке электротранспорта, является высокая стоимость электрокаров и недостаточная развитость инфраструктуры, уверяют эксперты. "Владельцы электромобилей испытывают трудности с инфраструктурой: отсутствием развитой сети зарядных станций и сервисного обслуживания. К недостаткам также можно отнести стоимость транспортного средства (Audi e–tron, например, стоит от 5,8 млн до 6,6 млн рублей), значительно меньший пробег на одной зарядке по сравнению с традиционными автомобилями и большую стоимость обслуживания", — считает Егор Пажетнов.
При этом, несмотря на высокую стоимость, зарядка электромобиля обходится дешевле, чем заправка традиционного авто на дизельном топливе. Например, в "Пассажиравтотрансе" подсчитали, что с учётом цены электроэнергии 1 км пробега электробуса обходится в 5 рублей. Это в 3 раза дешевле в сравнении со стоимостью 1 км пробега при использовании "классического" дизельного топлива.
Среди преимуществ автокаров также выделяют низкий уровень шума, хорошую управляемость и быстрый разгон. Кроме того, в апреле этого года и до конца 2021–го в странах Евразийского экономического союза, в том числе России, отменили пошлины на ввоз электромобилей.
Как бы то ни было, эксперты продолжают спорить о реальной экологичности электрокаров. С одной стороны, рост популярности электротранспорта может помочь снизить загазованность в мегаполисах.
"Нельзя забывать, что для их эксплуатации необходимо будет генерировать больше электроэнергии. При этом будет сожжено больше ископаемого топлива на тепловых электростанциях, если они являются основными генерирующими мощностями в регионе. То есть выбросы парниковых газов или иных загрязняющих веществ в окружающую среду по крайней мере не сократятся, но лишь будут удалены от населенных пунктов, где состояние атмосферного воздуха, безусловно, улучшится при использовании электротранспорта", — рассказала ведущий научный сотрудник исследовательской лаборатории ВИЭ (возобновляемых источников энергии) МГУ имени М. В. Ломоносова Софья Киселева.
Фактически единственная "зелёная" альтернатива в данном случае — увеличение генерации на основе ВИЭ. Но пока в России ВИЭ развивается не слишком стремительно.