Компромисс между жизнью и смертью: цена повторного локдауна

Автор фото: Сергей Коньков

Под занавес первой волны эксперты были уверены, что второго локдауна не случится, потому что такие меры слишком дорого стоят мировому капитализму. Но в XXI веке аргументы о деньгах теряются, когда на кону стоят человеческие жизни.

Мир вышек 5G победил, рептилоиды оказались сильнее, выдуманный коронавирус продолжает шагать по планете, а значит, чипирование неизбежно. Смешно? Уже нет, потому что подобная муть в голове у довольно значительной части населения, обладающего правом голоса (например, в искусственное происхождение коронавируса верят 29% американцев). Но это, скажем так, точка экстремума. На открывшейся палитре мнений немало и промежуточных точек зрения разной степени адекватности. Заявления вроде "торговые центры тут ни при чём, всё равно мы все переболеем, а вообще закрывайте–ка лучше метро и школы, это там рассадник заразы" — не так уж далеко ушли от подобных крайностей.
Проблема в том, что люди, бесконечно далекие от медицины и здравоохранения (экономисты, бизнесмены), вооружившись интернетом, рассуждают, как действовать в условиях пандемии. И вот они считают: а сколько мы потеряем? С карантином — 7–8 трлн рублей, а без карантина — 1,5–3% заболевших. Ну смешные же цифры, жалко вам, что ли? От гриппа же на локдаун не уходим, да? И ничего, что койко–места в городе стремительно кончаются. В Первую мировую угнетающий класс дворянства снизошёл до того, чтобы превратить Зимний дворец в госпиталь. Сегодняшним нуворишам переоборудовать свои дворцы потребления в голову не приходит. Мысли совсем не об этом.
Другие, наоборот, так усердствуют, что по 2 недели держат своих командированных сотрудников на дальнем севере, несмотря на отрицательные анализы. И вроде хотели же как лучше, а получилось как всегда: люди, запертые в отелях, продолжают взаимодействовать. Получается, если хоть у кого–нибудь подозрение на вирус, все драконовские меры — коту под хвост. Можно вообразить эмоции "узников": зачем тогда вообще сидели?
С одной стороны, это вопрос компетенций. Почему для цифровизации бизнес нанимает специально обученного CTO, а в случае со здравоохранением — полагается на свои остаточные школьные знания о биологии? Между прочим, и там и там счёт в экономике идёт на триллионы. С другой стороны — это проблема взаимного доверия. Увы, российское общество атомизировано, между властью и бизнесом долгие годы разрасталась пропасть. Что имеем в итоге? Пока одни рестораторы распределяют столики так, чтобы сохранять дистанцию, другие не парятся даже масками на официантах. Власть бегает вокруг с палкой и угрожает всё перезакрывать, но все знают, что, если полного локдауна не случится, как–нибудь можно будет выкрутиться и договориться. Диалога не получается, стороны обвиняют друг друга, а заболеваемость тем временем растёт.
Конечно, спорить можно долго, но между вариантом высокой смертности среди населения и вариантом высокой смертности среди бизнеса, вероятно, всё–таки есть некий компромиссный путь здравого смысла. Вот только давно ли мы о нём слышали?