Я/мы не виноваты: петербургские ТЦ как фактор новой волны заражений

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

На официальном уровне понятие "вторая волна COVID–19" не используется. Однако всем уже ясно: термина нет, а волна есть. Если 8 августа в Петербурге зафиксировали 155 новых случаев заражения коронавирусом, то 8 октября, в момент написания этого материала, показатель вырос до 461 случая. Общественность задаётся логичным вопросом: когда по второму кругу закроют рестораны, торговые центры, школы и офисы?

Летом предприниматели активно отстаивали своё право на зарабатывание денег: в Сети завирусился хештег #ямыхотимработатьсегодня, заведения общепита и ТЦ требовали открыть их как можно скорее.
Громче других выступал совладелец Fort Group миллиардер Максим Левченко. Он будировал публичные обращения к власти и организовывал медиашум. Но сегодня, отвечая на вопрос "ДП" о частичной ответственности бизнеса за начало второй волны, он заявил: открытие ТЦ тут вовсе ни при чём. Левченко подчёркивает: кроме торговых центров (с фуд–кортами) есть ещё общественный транспорт и школы, в общем, в городе полно мест, где можно заразиться или заразить других. "Единственный возможный вариант — отправить на удалённую работу тех, кто имеет возможность трудиться из дома, а также рекомендовать самоизоляцию пенсионерам и людям с хроническими заболеваниями. Остальным — жить нормальной жизнью, соблюдая масочный режим и гигиену, иначе многие окажутся на грани разорения", — уверен он.
"Все вирусологи говорили, что вторая волна неизбежна, карантинные меры не имели никакого значения. Прошлый пик по числу новых случаев заражения коронавирусом пришёлся на момент, когда все сидели дома. Так или иначе осенью COVID–19 будет распространяться только быстрее", — заключает Левченко.
Большинство представителей бизнеса в целом с этими словами согласны. Деньги зарабатывать надо.
Большинство представителей городского бизнеса уверены в том, что и во время первой волны закрывать общепит и торговые центры не было никакого смысла.
"Международные данные показывают, что в странах, где не было карантина (например, в Швеции), сейчас ситуация не ухудшается. В то же время в других странах, где был жёсткий карантин, она ухудшается. Но даже если корреляция между распространением коронавируса и открытием общепита есть, государство должно было поддерживать бизнес. Наша компания понесла убытки, измеряемые в миллионах рублей. И оказанная помощь от государства — всё равно что предложить больному раком таблетку аспирина. Следующий карантин такие компании, как наша, не переживут. При этом у нас работает метро. Говорить о том, что дело только в общепите, бессмысленно", — отмечает владелец ресторанного холдинга Otto Family Дмитрий Гутцайт.
Сооснователь ресторана "Бекицер" Павел Штейнлухт при этом говорит, что при поэтапном открытии заведений общепита летом этого года никаких изменений в эпидемиологической ситуации не происходило. "Нужно смотреть график роста заболеваемости в Петербурге. Если бы открытие ресторанов как–то влияло на распространение коронавирусной инфекции, случился бы всплеск новых случаев заражения. Однако общепит полностью открыли 27 июля, а через 2 недели, в середине августа, никакого подъёма заболеваемости не наблюдалось", — комментирует он.
По его версии, осеннему всплеску COVID–19 трудно удивляться, учитывая, что в Петербурге открыты школы и другие учебные заведения. "На видеоконференции с Роспотребнадзором я спросил, какой смысл открывать школы, если мы все прекрасно понимаем, что это даст нам всплеск заражений через 2–3 недели. Представитель ведомства сказал, что город к этому намного лучше подготовлен. В чём логика? Открываются рестораны — не происходит никаких изменений, открываются школы — рост заболеваемости. Но для того, чтобы бороться с коронавирусом, мы всё равно будем закрывать рестораны, которые никак не влияют на ситуацию с пандемией", — аргументирует предприниматель.
Впрочем, исходя из имеющихся данных (см. график на 1–й полосе), старт второй городской волны датируется как раз 20–м августа, а вовсе не сентябрём.

Торговля — двигатель ковида?

От замершей на несколько месяцев торговой жизни пострадали не только сами ТЦ и магазины, потерявшие всю выручку.
Генеральный директор оператора–интегратора "Обит" Андрей Гук рассказывает, что компания предоставляет услуги на территории большинства ТРК Петербурга. Спад их активности повлиял и на структуру доходов "Обит".
По словам Гука, во II квартале 2020 года компания наблюдала снижение запросов на подключение услуг со стороны корпоративных клиентов в среднем на 13,5%. Наиболее заметное — в секторе малого и среднего бизнеса, а именно среди предприятий туризма, торговли, общественного питания и ТРЦ, поскольку деятельность этих компаний была ограничена требованиями по соблюдению режима самоизоляции.
При этом на вопрос, стало ли открытие ТЦ одним из факторов запуска второй волны коронавируса, Гук отвечает, что в торговых центрах соблюдаются нормы социального дистанцирования, а потому более вероятным фактором, влияющим на рост заболеваемости, можно назвать большие скопления людей в местах, где соблюдение дистанции невозможно. В пример он приводит общественный транспорт.
С вопросом о возможной ответственности бизнеса за вторую волну коронавируса "ДП" обратился к холдинговой компании "Адамант", под контролем которой находятся 22 ТРЦ, однако предоставить оперативный комментарий там не смогли. В сети "Максидом", где весной Смольный выявил множественные нарушения карантина, заявили, что "не считают себя причастными ко второй волне коронавируса в США, Франции, Бразилии, Петербурге и других местах".

Школы не закроют

Вице–губернатор Петербурга Ирина Потехина с точкой зрения бизнеса не согласна. В разговоре с "ДП" она отметила, что меры предосторожности для защиты от коронавирусной инфекции в петербургских школах гораздо строже, чем в любом торговом центре.
"Учебное заведение сегодня хорошо контролируемая площадка. На данный момент мы не регистрируем никаких вспышек в школах, если кто–то из учеников заболел, директор имеет право на время перевести класс на дистанционное обучение. В детских садах ситуация ещё более стабильная, среди педагогов и других сотрудников образовательных организаций заболевших тоже немного. В торгово–развлекательных комплексах ситуация обратная, зайдите в любой центр — все ходят без масок", — добавляет Потехина.
Она также рассказала "ДП", что на данный момент ни комитет по образованию, ни Роспотребнадзор не видят предпосылок к закрытию школ на карантин.
"В школах приняты очень жёсткие меры. Это была целая войсковая операция — выстроить расписание таким образом, чтобы детские коллективы не пересекались друг с другом. Чтобы классы завтракали в разное время, чтобы в кабинетах между уроками проводилась уборка, если там занимаются дети из разных параллелей. Сейчас обстановка в учебных учреждениях ровная, на карантин закрыто только 56 классов — притом что в Петербурге их около 20 тысяч", — отмечает она.
В Москве тем временем школьные каникулы продлили на 2 недели, социальные карты учащихся заблокировали с 9 октября и до конца каникул, а для людей пожилого возраста бесплатный проезд приостановили до 28 октября.
В Петербурге пока таких мер не предвидится. Как объяснил "ДП" председатель комитета по транспортуКирилл Поляков, решения подобного рода принимаются в рамках рабочей группы при городском совете по противодействию распространения инфекции. "Соответственно, пока решение по блокированию льготных проездных не принято, мы не будем этого делать. На данном этапе многие школьники продолжают учиться очно. Разумеется, как только будет принято изменение в 121–е постановление (о мерах по противодействию распространению COVID–19. — Ред.), мы сразу его исполним", — подчеркнул он.