Сентябрь-2020: стресс-тест для системы образования

Автор фото: Пётр Ковалёв

Массовый переход на дистанционное обучение на фоне пандемии прошёл без потерь для большинства крупных и средних вузов Северо-Запада. Имея достаточную материально-техническую базу, они смогли оперативно нарастить мощности и быстро организовать работу онлайн. О том, возможен ли полноценный переход на дистанционку, "ДП" рассказал руководитель отдела по работе с системой образования компании Softline в СЗФО Алексей Щербаков.

Новый учебный год начался в смешанном формате. Сейчас руководство высших учебных заведений ждёт развития событий и указаний от Министерства образования.

Каждому своё

Проще всего перейти на дистанционное обучение оказалось вузам среднего размера (с численностью студентов от 5 тыс. до 15 тыс.). Структура таких организаций позволяет им быстро принимать решения, при этом их бюджетов хватает на внедрение необходимых для полноценной удалённой работы инструментов. Большая часть проектов Softline в высшем образовании минувшей весной и летом была сосредоточена именно в этом сегменте: многие заказчики столкнулись с нехваткой вычислительных мощностей и, как следствие, стремились привести ИТ-инфраструктуру в соответствие с возросшей нагрузкой.
Крупные образовательные учреждения (от 15 тыс. студентов и 5 тыс. преподавателей) редко демонстрировали подобную гибкость. Зато, как правило, у них есть достаточная материально-техническая база, которая позволяет им оперативно вводить в строй резервные мощности и переходить в онлайн. Как показала практика, в большинстве случаев им были нужны консультации и точечные дозакупки ПО, оборудования, средств защиты информации. И наконец, небольшие вузы в ситуации массового перехода на удалёнку использовали в основном бесплатные онлайн-платформы и мессенджеры, право выбора которых оставалось за конкретным преподавателем.

Стресс от экзаменов

Одной из важных задач стала организация итоговых и вступительных испытаний: вузы, привыкшие принимать экзамены в очной форме, были вынуждены оперативно внедрять инструменты для дистанционного контроля. "Интерес к системам прокторинга вырос в несколько раз, — отметил Алексей Щербаков, — и, по нашим прогнозам, этот тренд продолжит своё развитие". Прокторинг помогает производить идентификацию экзаменуемого (сравнивая изображение, полученное с веб-камеры, с фотографией в документах), анализировать его поведение (например, не пользуется ли человек подсказками извне или учебником), просматривать открытые в момент тестирования вкладки. "Этот инструмент может эффективно использоваться как в высшем, так и в среднем и среднеспециальном образовании, причём не только в онлайн-формате — например, для анализа степени вовлечённости аудитории в момент выступления лектора", — подчеркнул эксперт.
Такие системы достаточно требовательны к уровню производительности вычислительных мощностей, поэтому для оперативного их внедрения многие вузы использовали облачные ресурсы. Облачная среда оптимальна для развёртывания таких программ ещё и потому, что заказчик может гибко управлять мощностями, наращивая их потребление в период сессионных и вступительных испытаний. "Этим летом Softline предоставила облачные мощности для работы системы Examus одному из крупных вузов Петербурга. При помощи гибридной облачной среды мы обеспечили бесперебойную работу системы и максимальный комфорт для преподавателей и студентов в ходе проведения экзаменов", — поделился Алексей Щербаков.

Дистанционка навсегда — не сегодня

Вопреки ожиданиям некоторых экспертов, пандемия не стала отправной точкой для полного перехода академического сегмента в онлайн. Сегодня северо-западные университеты в большинстве своём вышли в аудитории с соблюдением повышенных санитарных требований. Дистанционный формат был сохранён только для части специальностей. Сентябрь видится им как "тестовый" период, с окончанием которого станет понятно, во-первых, какие баги нужно исправить в работе онлайн, во-вторых, как будет развиваться ситуация с распространением вируса.
Тем не менее остановить цифровизацию образования уже невозможно. Период пандемии помог обнаружить существующие в системе дистанционного обучения пробелы, и сейчас на их устранение направлено пристальное внимание со стороны государства. На развитие отрасли будут выделяться дополнительные ресурсы, что, несомненно, ускорит процесс трансформации.