Как недавно сообщил ТАСС, история законопроекта о регулировании рынка таксомоторной деятельности близится к завершению. В первом чтении он был принят в 2018 году, однако в конце 2019-го группа парламентариев внесла на рассмотрение Госдумы ещё одну инициативу, учитывающую современные реалии развития отрасли, уровень её диджитализации и роль агрегаторов. Главная цель новелл в обоих вариантах — повышение безопасности пассажиров такси. Профильный бизнес поддерживает это решение властей.
По мнению экспертов — в том числе это вызвало негативный отзыв со стороны Государственно-правового управления президента РФ, — некоторые инновации могут стать причиной немалых дополнительных расходов со стороны перевозчиков. Например, установка тахографов в машинах: прибор позволяет отслеживать режим труда и отдыха водителя, один аппарат обойдётся в 30–60 тыс. рублей. Специалисты предполагают, что следствием будет повышение тарифов на перевозку.
При этом, по словам аналитиков, пандемия уже скорректировала цену: потребитель сегодня платит за поездку больше, чем в январе — марте 2020-го. Представители агрегаторов объясняют это повышением спроса и динамическим типом расчёта стоимости: базовые расценки остались на прежнем уровне. Пока профильные эксперты обсуждают, повысятся ли тарифы в результате внедрения новых сервисов, бизнес предлагает адаптивные инструменты обеспечения безопасности.
Вежливость не встроенная опция
Всего 7% таксистов страны в период самоизоляции не столкнулись со снижением доходов — таковы данные опроса, проведённого сервисом Qiwi среди водителей. Почти половина респондентов потеряла во время карантина порядка 50% заработка. Спрос на поездки стал восстанавливаться лишь к июлю.
Примечательно, что осуществляли заказы хоть и реже, но отнюдь не аккуратнее. В августе Общероссийский народный фронт (ОНФ) представил данные, которые демонстрируют неутешительную статистику по ДТП за 6 месяцев 2020-го, кроме того, значительно возросло количество жалоб пассажиров на работу таксистов.
В ОНФ отмечают: сказывается усталость. Чтобы увеличить свой доход, водители стремятся выполнить больше заказов, игнорируя норму трудочасов в день. Однако работодатели не готовы мириться с падением уровня обслуживания, эмоциональное состояние водителя не должно рикошетом задевать репутацию компании. Поэтому, например, в компании "Таксовичкоф" организована служба сервиса отдела контроля качества — она оперативно разрешает любую проблему, возникшую между клиентом и водителем.
Кстати, в компании уже соблюдается условие найма сотрудников, указанное в законопроекте, который готовится ко второму чтению: у всех водителей права российского образца.
Обязательные требования
Специалисты сервиса такси "Таксовичкоф" напоминают, что многие существующие правила также нацелены на повышение безопасности пассажира. За визуальное подтверждение легального осуществления деятельности и определённый психологический комфорт отвечают опознавательные знаки: цвет автомобиля, наличие шашек, специальных фонарей и пр. Буква закона предусматривает обязательный предрейсовый медицинский и технический осмотр. Дополнительная опция в машинах сервиса — возможность вызова группы быстрого реагирования в случае возникновения нештатной ситуации.
Определённые гарантии безопасности даёт возможность оплачивать поездку в безналичной форме. Это также отражает современные тренды потребительского поведения. Мобильное приложение "Таксовичкоф" позволяет не только расплатиться за предоставленную услугу, но и написать сообщение об оставленных в машине вещах в пункте меню "Что забыли в такси?". Собственность клиенту возвращается и после звонка в отдел контроля качества.
Новое такси
Мнения экспертов разделились: одни считают, что восстановление прежнего объёма заказов не за горами: многие граждане и дальше будут предпочитать индивидуальное средство передвижения общественному транспорту, исходя из позиции безопасности. Другие специалисты напоминают: доходы потенциальных клиентов пока не вернулись к докарантинному уровню, резкого повышения спроса в ближайшие месяцы ждать не стоит.
А вот изменения ждать себя не заставляют. Во-первых, период располагает к креативным идеям. Например, в сервисе такси "Таксовичкоф" предложили услугу "Женщина-водитель": здесь включён психологический аспект — многие категории пассажиров могут чувствовать себя в большей безопасности, в том числе при заказе машины в вечернее время, если за рулём представительница прекрасного пола.
Во-вторых, возможна апробация идей диджитализации отрасли, в том числе создания цифрового профиля водителя с широким перечнем данных. Это позволит в онлайн-режиме проверять наличие штрафов за нарушение ПДД, статус водительских прав и другие важные детали. Разработка "общероссийского" сервиса запланирована на 2021 год, но в Москве схожую по функциям систему хотят запустить в конце текущего года. Она запретит агрегаторам передавать заказы водителям, которые не соблюдают режим труда и отдыха, а также игнорируют правила.