Роботы ревнуют и обижаются: новый взгляд на будущее в фильме "Мой создатель"

Автор фото: Трейлер к фильму "Мой создатель"

"Мой создатель", режиссёр — Гэвин Ротери.

Мы живём в такое время, что фраза из синопсиса "…2046 год, время невероятных открытий и искусственного интеллекта…" у многих способна вызвать разве что скуку. Киноиндустрия уже много раз заглядывала на десятилетия и столетия вперёд, но это не приводит нас к каким–то важным открытиям. Нас уже не удивить ни спецэффектами, ни конфликтами нового времени. Режиссёр фильма признаётся, что идея сюжета возникла у него после внезапной поломки обоих персональных компьютеров, связанных между собой. Часть информации удалось спасти, как отмечает Гэвин Ротери, — но у него в этот момент зародилось предположение, что компьютеры как–то "общались" друг с другом и отключение было их "совместным решением".
Три робота, которые присутствуют в фильме в качестве полноправных героев, тоже ведут какую–то "внутреннюю жизнь": они ревнуют, обижаются и уходят насовсем. Молодой ученый инженер–робототехник Джордж Элмор (Тео Джеймс) в секретной лаборатории пытается воскресить жену Джулз (Стэйси Мартин), погибшую в автокатастрофе. Каждый из андроидов, созданных Джорджем, является всё более совершенной версией Джулз. У каждого — свой характер, рано или поздно они начинают испытывать чувство к своему создателю. Собственно, они "чувствуют" потому, что эта способность была в них заранее заложена человеком, но при этом каждый из них чувствует по–своему, непредсказуемо — в этом один из парадоксов фильма.
Поскольку фильм не "технический", то ни о каком "оформлении" будущего авторы особо не задумывались. 2046 год не так уж и далеко отстоит от нашего времени: нас особенно тут не может поразить ни колесная, ни летающая техника, а пейзажи (фильм снимали в Японии) вообще самые что ни на есть девственные. Единственное новшество — некий банк данных ушедших людей. То есть с ними после смерти возможно ещё какое–то время вступать в контакт. Именно этим и пользуется главный герой для воссоздания жены.
Появление подчёркнуто кафкианского типа контролёров на пороге лаборатории должно было бы нас, конечно, насторожить — что–то и в этой реальности не так. Не будем раскрывать сюжета, естественно, но буквально до последней минуты мы не догадываемся о подлинной причине происходящего.
"Кто кем управляет?" — ключевой вопрос фантастики. "Фильм с почтением относится к образам научной фантастики прошлого и двигает современную фантастику в будущее", — пишет Dread Central о "Создателе".
Это верно. Кроме прочего, фильм выказывает почтение, так сказать, самому жанру в целом — от первых говорящих машин в кадре до, условно, Тарковского с его "Солярисом". Техника становится всё совершеннее, а человек — нет. Ну а что, собственно, вы хотели?