Марка подошве не товарищ: кто оказался не готов к цифровым кодам

Автор фото: Ермохин Сергей

Обязательная маркировка табачной продукции и обуви вступила в силу. Хотя для постепенного перехода на новые требования давался год, к окончательному запрету оказались готовы не все участники рынка.

Представители обувных фабрик негативно отзываются о нововведении. "На наш взгляд, маркировка оказалась совершенно непродуманной по технической части и авральной по скорости внедрения. Дороговизна оборудования и неподготовленность систем учета вылились в ощутимые издержки и снижение скорости отгрузки готовой продукции", — считает Антон Катаев, управляющий директор группы компаний "Оската".
Фирмы, которые не имеют в своем распоряжении типовой учетной системы с маркировкой, вообще не могут работать. Их покупка, настройка и запуск стоят от 400 тыс. до 1 млн рублей в зависимости от задач производства.
"Также актуальной проблемой для работы с маркировкой является полная неготовность наших партнеров в разных регионах к электронному документообороту. Процессу препятствует неэффективное и медленное взаимодействие между операторами ЭДО", — рассказывает Ани Аветян, директор отдела продаж ООО "Сатег".
Существует и проблема с возвратами товаров от покупателей. При обращении в техническую поддержку обслуживающей компании (1С–ИТС) там заявляют о необходимости обновить систему, при этом за июнь вышло уже пять обновлений. На фабриках требуются серверы большой мощности.
Табачные компании на ситуацию смотрят спокойнее. "Мы с 2019 года производим продукцию с цифровым кодом. На сегодня у компании не осталось запасов немаркированных сигарет", — комментирует Дмитрий Сергеев, директор по корпоративным коммуникациям "JTI Россия".
За продажу немаркированной табачной продукции штраф составляет для компании от 200 тыс. до 300 тыс. рублей, для директора и ИП — от 10 тыс. до 15 тыс. рублей. Товар подлежит конфискации. Если сумма штрафов превысит 2,25 млн рублей, предпринимателю грозит уголовная ответственность.
При этом Дмитрий Чтецов, председатель комитета по ретейлу городского отделения "Деловой России", считает введение маркировки товаров своевременной мерой. "Основная задача — дать возможность потребителю купить гарантированно качественный и официально произведенный товар. Это обеспечит прозрачность рынка, а также соответствующие налоговые поступления в бюджет", — считает он.