Стартовали неудачно: эйфория после открытия навигации в Петербурге быстро прошла

Автор фото: Сергей Ермохин

28 июня в Петербурге стартовал сезон навигации маломерных судов по рекам и каналам. Сезон участники рынка уже оценивают как неудачный: из-за низкого спроса компании смогут выпустить на воду максимум 50% от общего объёма судов.

В инспекции по маломерным судам Петербурга также отмечают проблемное начало сезона: не все компании успели подготовиться к навигации. На штрафстоянки за последние дни было отправлено шесть судов. Для сравнения: за весь 2019 год там оказалось всего 20 лодок и катеров.

Внезапное открытие

На прошлой неделе в Петербурге запустили поэтапное открытие городских причалов. Очевидно, что сезон-2020 будет сильно отличаться от предыдущих. Касается это не только предписанных мер по инфекционной безопасности. Как рассказал заместитель директора Агентства внешнего транспорта Дмитрий Куклин, из-за запрета на массовые и спортивные мероприятия, в том числе и на воде, бассейны рек Петербурга будут более свободными. Поэтому для маломерных судов будет меньше ограничений движения по водным путям.
"Основное ограничение движения будет из-за проведения военно-морского парада с 14 по 26 июля, но не на весь этот период, а только во время отдельных тренировок и на время проведения самого парада. До 15 июля будет закрыто движение под Зелёным мостом. И на этом всё. Из-за коронавируса никакие массовые спортивные мероприятия не проводятся, поэтому закрытий движения будет меньше. Несколько изменились правила плавания по Малой Невке от Каменноостровского моста до Леонтьевского мыса. Раньше там был постоянный запрет на маломерные суда, теперь правила изменились: запрещено движение только с 9 часов утра до 12 дня и с 16 до 19 часов", — рассказал он, добавив, что особенностью перевозки пассажиров в этом сезоне будет соблюдение стандартов безопасности перевозчиком: соблюдение дистанции, постоянная дезинфекция судов и определённые требования к экипажам.
Начальник Центра государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Санкт-Петербургу Александр Радько, в свою очередь, уточнил, что судоходные компании оказались во многом не готовы к практически внезапному открытию навигации. В результате с начала сезона, который стартовал всего пару дней назад, было выявлено достаточно много нарушений.
"Уже составлено более 100 протоколов, шесть маломерных судов было поставлено на штрафстоянку (в прошлом году было всего 20. — Ред.). Хочу напомнить, что изменились штрафы за нарушения. Если раньше эти штрафы составляли 500 — 1 тыс. рублей, то теперь нарушители могут потерять до 20 тыс. рублей — это уже достаточно ощутимая сумма", — отметил он.

Оптимизма всё меньше

Президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимир Родионов подчеркнул, что открытие навигации судоходными компаниями было встречено с воодушевлением, но эйфория быстро закончилась.
"Первый день принёс эйфорию, потому что уставшие от самоизоляции жители города и немногочисленные туристы воспользовались услугами, но, учитывая ограничения, которые обусловлены стандартом безопасной деятельности, спрос значительно меньше, и отсутствие иностранных туристов сказывается", — рассказал он.
Также радости не добавляет и то, что последним постановлением правительства отрасль наконец была признана пострадавшей. Родионов отметил, что компании не могут воспользоваться большинством льгот, которые предоставлены государством, поэтому оптимизма у компаний с каждым днём всё меньше.
"Все организации из пострадавших отраслей могут получить льготные кредиты, отсрочки платежей за аренду недвижимости, защиту от банкротства, индивидуальные отсрочки по налогам и взносам. Но в жизни картина не столь прекрасна. Указ об освобождении от налоговых взносов за II квартал на судоходные компании не распространяется. Документ, по которому нашу отрасль включили в перечень пострадавших, начал действовать только с 3 июля. Отсрочка по сдаче налоговой отчётности предусматривается только за I квартал, это тоже мимо нас Также обещали сокращение проверок, но, честно признаюсь, судоходные компании не почувствовали ограничения проверок бизнеса даже в период фактического простоя. При этом после открытия навигации никто не обращает внимания на пиратствующие компании, которые пользуются городскими набережными без договора аренды и разрешения на водопользование", — пожаловался он.
Помимо этого, судоходные компании не могут получить льготные кредиты по ставке 2% и кредиты на выплату зарплат. В банках компаниям ответили, что лимиты на выдачу льготных займов исчерпаны. В результате судоходные компании вынуждены брать кредиты на общих основаниях, закладывая под залог собственные суда. "Резюмирую: практически всеми мерами поддержки, принятыми на федеральном уровне, — поезд ушёл, а в двери последнего вагона заскочить не удалось. Что касается городских мер поддержки, то на нас большинство налоговых льгот также не распространяется", — подытожил Владимир Родионов.
По его словам, самый трудный период для судоходных компаний наступит после окончания сезона навигации, потому что компаниям не удастся покрыть полученной прибылью те убытки, которые они понесли в общем объёме. "Сезон навигации составляет 150–160 дней, именно в это время зарабатываются деньги. А в остальное время они тратятся на зимнее хранение, ремонт судов и их модернизацию, аренду набережных и т. д. Водный транспорт зависит не только от короткого периода работы, но и от погоды. Погода в Петербурге довольно переменчива", — объяснил Родионов.
Также компаниям нужно будет найти деньги на аренду городских причалов. Родионов рассказал, что в зависимости от местоположения ставки аренды причала сильно различаются. Некоторые причалы можно арендовать за 300–450 тыс. в месяц. Стоимость других может достигать 1,5 млн рублей за месяц эксплуатации.
Эксперт оценил рынок водных пассажироперевозок в 2,5–3 млрд рублей. Самые крупные его игроки входят в Ассоциацию владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга. Сейчас её членами являются 18 судоходных компаний, которые выполняют 80–85 внутригородских перевозок в Петербурге по транспортным и экскурсионно-прогулочным маршрутам. Также на рынке есть около 5–10 компаний, которые не входят в состав ассоциации, но это мелкие компании или ИП.
"Сейчас в Петербурге члены нашей ассоциации владеют 218 судами, не все ещё вышли на внутренние водные пути. Думаю, что отсутствие спроса, ограничения по безопасности, а именно запрет на организацию питания на судах и запрет на экскурсионную деятельность, скажутся на нашей работе. Из-за этого наши бизнесмены выведут не все суда, дай бог порядка 50% от всех судов, что есть в наличии", — заключил он.