Перспективы туротрасли

 

Для Петербурга туризм останется важной составляющей, и здесь все зависит от того, насколько городская власть будет готова воспринимать его как одну из ключевых составляющих экономики. События последних месяцев показали: когда вся инфраструктура, связанная с индустрией гостеприимства, не работает, бюджет оказывается в дефиците.
Петербург имеет очень большой туристический потенциал: у нас много музеев мирового уровня, большое количество достопримечательностей. Но при этом многие интереснейшие места находятся в тени, на периферии внимания и медиа, и туристического потока. Важно, чтобы те средства, которые расходуются, использовались более рационально и эффективно, с учетом компетентного экспертного мнения. На мой взгляд, стремиться нужно не к удешевлению продукта, а к его высокому качеству и не к тому, чтобы люди меньше тратили, а чтобы они могли больше зарабатывать.
Сейчас, когда президент провозгласил внутренний туризм приоритетом, есть надежда, что отрасли наконец будет уделено должное внимание. Я бы предложила на федеральном уровне разделить регионы на три группы в зависимости от уровня их готовности принимать туристов. Классический пример региона с развитой инфраструктурой и высоким туристическим потенциалом — это Петербург. И тут главное — согласованность действий города и бизнеса с целью сохранить все качественные услуги и добросовестных игроков на рынке, помочь им преодолеть последствия этого беспрецедентного экзогенного кризиса.
Вторая категория регионов — это территории, богатые природными ресурсами, отличающиеся самобытностью, но при этом с ярко выраженным недостатком инфраструктуры. В качестве примера можно привести Бурятию. Третья часть — регионы, где тяжело удержать даже тех, кто там живет. Эти места предстоит сделать якорями для коренного населения, инвестировав в улучшение общей инфраструктуры: это перевозки, прозрачный механизм исследовательской и краеведческой работы, создание "легенды", маркетинг продукта, чтобы по прошествии времени получить устойчивый бренд, который будет интересен и туристу. До 1960–х годов никто, например, не ассоциировал белые ночи с нашим городом. Ведь этот природный феномен можно наблюдать в нескольких странах, но именно Петербург сделал его своим брендом.
Обозначенные процессы могут происходить параллельно, но подходы к трем группам регионов должны быть разные. Необходимы качественные расчеты, которые базируются на реальной статистике, тогда мы получим результат. Нынешний кризис показал, что бесконечные статистические формы, которые мы заполняем, фактически уходят в никуда. Вытащить аналитическую информацию практически невозможно — и касается это не только туризма, но и всех отраслей бизнеса. Мы увлеклись сбором данных, а обратить их на пользу обществу пока, к сожалению, не получается.