Кризис как зона роста

 

У меня есть четкое убеждение, что любые сложности — это зона роста. Я с этой мыслью проходил каждый период нестабильности. Есть изменение обстоятельств, и задача бизнеса — гибко перестроиться под эти изменения.
Девелопмент достаточно инертен. Два месяца колебаний спроса для строительного бизнеса не могут оказаться критичными, если изначально у компании не было проблем. Кроме того, стройки у нас не останавливались, мы могли продолжать работу — а это главное.
Спрос на квартиры в мае уже выровнялся. Быстро отреагировало правительство, снизив ипотечные ставки. Для покупателей это один из самых эффективных способов поддержки. Далее рынок уже сам отрегулирует, какие компании предлагают качественный продукт и за кого покупатель будет голосовать рублем.
По–новому сейчас можно оценить переход на проектное финансирование. Те компании, которые работают в рамках этого законодательства, — а это уже достаточно большой объем рынка — сейчас чувствуют себя увереннее. Данный вид реализации проекта позволяет не тормозить стройку, а это важно не только для девелопмента. Строительство затрагивает много смежных отраслей, это весомая часть экономики страны, миллионы рабочих мест и крупные отчисления в бюджет.
Еще один тренд в недвижимости — переход на цифру. В этом смысле карантин сыграл на руку прогрессу. Те компании, у которых уже были настроены онлайн–продажи, выиграли, остальным пришлось быстро переключаться на дистанционный режим. За прошедшие 2 месяца 80% сделок у нас проходило онлайн, и во второй половине года вряд ли эта доля будет ниже 50%. Конечно, со снятием ограничений возобновятся экскурсии, посещение шоурумов и офисов, но процессы оформления будут вестись уже по–другому.
Стройка достаточно консервативная отрасль. Не исключаю, что будет откат на старые модели взаимодействия, но мне видится это недальновидным. Глобальный уход на удаленку маловероятен: для многих компаний он был связан с массой неудобств. Но какая–то доля бизнеса, безусловно, оценит преимущество формата, что может подтолкнуть развитие коворкингов, а также увеличить внимание к пригородным проектам, более комфортным для жизни.
Можно прогнозировать и развитие новой инфраструктуры для новостроек, в том числе за пределами города, — офисов интернет–магазинов, постаматов, точек выдачи онлайн–заказов.
Помимо продаж в первых рядах по цифровизации окажется сфера ЖКХ. У многих УК уже сейчас есть онлайн–оплата ЖКУ, но перечень услуг будет расширяться. Например, для нашей управляющей компании мы сейчас прорабатываем запуск приложения, которое позволит жителям сэкономить время и бюджет, сделав решение бытовых вопросов более удобным и быстрым.