Совладельцы нараспашку: раскрытие собственников перед ЦБ утратило смысл

Автор фото: Vostock-photo

Вчера начался отсчет 180 суток, в течение которых МФО, страховщики и управляющие компании обязаны передать информацию о своих собственниках в ЦБ РФ. Полученные сведения регулятор обещает опубликовать на своем сайте для всеобщего обозрения. Однако распоряжение не имеет юридического смысла, так как ЦБ РФ заблаговременно снял с себя любую ответственность за достоверность информации, опубликованной на его сайте.

Впрочем, подпись под распоряжением поставила глава Банка России Эльвира Набиуллина, что намекает на серьезность намерений регулятора.
До недавнего времени информацию о собственниках предоставляли исключительно банки, они же по просьбе ЦБ РФ занимались рисованием схем взаимосвязей совладельцев. Теперь обязанность публиковать информацию о собственниках или участниках бизнеса вменяется большому числу игроков финансового рынка. Это более 240 страховщиков, 180 управляющих компаний (УК) и свыше 1100 микрофинансовых организаций (МФО).
По мнению ЦБ РФ, нововведение значительно упростит потребителю доступ к информации о собственниках, а также благодаря графическим схемам наглядно покажет, какими узами они между собой связаны.
Для рядового потребителя данные в формате требования ЦБ РФ малоинформативны. Перечисление фамилий физлиц, гражданства и города проживания вряд ли повлияет на выбор вкладчиков или соискателей кредитных линий. При этом техническая особенность сайта регулятора такова, что хранение репрезентативных, исторических сведений не предусмотрено. Ценность же любой информации как раз и состоит в том, чтобы проследить, как часто у той или иной МФО или страховой компании меняются совладельцы. На примере событий последних лет в банковском секторе именно факт смены собственников все чаще служит условным тревожным сигналом.
Удивляет тот факт, что Банк России снимает с себя ответственность за достоверность информации: фактически его функция только в публикации той информации, которую ему переслали из компании. Каким образом такие сведения в отсутствие подтверждения их правдивости от регулятора помогут избавить финансовый рынок от неблагонадежных игроков, в постановлении не указано. По сути, ЦБ РФ единственный из всех госструктур должен знать всю изнанку компаний, лицензии которым он выдает. То есть он мог бы при желании легко подтвердить состав собственников любой финансовой конторы.

Есть время спрятаться

Участники рынка также выражают удивление насчет 180–дневного срока, в течение которого нужно раскрыть данные о владельцах. Это слишком большая поблажка для неблагонадежных собственников, полагают они. За полгода любая организация успеет привести публичный состав владельцев в приемлемый вид.
Опрошенные "ДП" участники рынка не хотят публично оценивать действия ЦБ РФ. Согласно тексту распоряжения, сдавать собственников сегодня должны только те компании, в которых изменения произошли после 9 июня. В течение 10 рабочих дней организации должны заполнить специальные формы и ждать публикации на сайте Банка России. Если никаких сделок с долями в капитале компаний не происходит, то данные предоставить нужно только к декабрю. На момент подготовки материала ни в разделе МФО, ни в разделе страховщиков структура собственников у большинства организаций не была опубликована.
"Все эти меры носят какой–то популистский оттенок, технологии давно позволяют синхронизировать каналы информации в том числе с налоговой, чтобы нам не тратить ресурсы на заполнение очередного формата типовой информации", — отметил один из руководителей МФО.
Пряником для финансовых организаций, по задумке ЦБ РФ, может стать разрешение не дублировать публикацию сведений на собственных сайтах. Таким образом, компания, единожды заполнив требуемые формы и передав их в ЦБ РФ, может перестать следить за актуальностью сведений на своих ресурсах. Лояльность такого подхода объясняется попыткой регулятора создать единое место хранения информации, чтобы упростить рядовому потребителю ее поиск. "Может быть, это новый виток попыток ликвидации финансовой безграмотности потребителей, но какой–то неумелый, — отмечает представитель МФО. — Людям без высшего образования на сайте ЦБ РФ трудно отыскать информацию о конкретном кредиторе, а разбирающимся в вопросе достаточно других официальных способов, поэтому идея клонировать данные на множестве источников постепенно приведет к утрате контроля за их достоверностью".

Новая мина на поле

Как полагают источники "ДП" в финансовых кругах, новация ЦБ РФ создает для них новые регуляторные риски. "Действенной мерой могла бы стать публикация списка персоналий с испорченной репутацией или подвергнутых штрафам, а также отображение информации от собственника к бизнесу, чтобы видеть, сколько компаний конкретное лицо контролирует, а не наоборот, от конкретной компании к списку ее совладельцев, — рассуждает представитель страховой компании. — В утвержденном формате для нас это просто дополнительные временные затраты и очередная мина на поле, которая может сработать, если вдруг мы нарушим сроки информирования".
В тексте распоряжения прямого указания на меры взыскания в отношении нарушителей нет, но присутствует оговорка, что при обнаружении несоответствия данных в карточке организации будет указано, что сведения неактуальны.
"Это хорошая инициатива, она позволит очистить финансовый сегмент от сомнительных организаций, которые не захотят раскрывать структуру собственности, — рассуждает Алексей Матюхов, управляющий партнер BMS Group. — Для МФО требование ЦБ РФ нельзя назвать каким–то невыполнимым, поэтому добросовестные участники рынка просто предоставят требуемые данные". По оценке эксперта, негативных последствий для сферы МФО от нововведения не будет, а для потребителей это только благоприятные изменения. "Можно будет проверить наличие информации о МФО на сайте регулятора, после чего принимать решение, обращаться ли в эту организацию или нет, — говорит Матюхов. — И речь не о том, что потребитель будет анализировать информацию, а о самом факте ее наличия: отсутствие сведений — знак того, что МФО может оказаться недобросовестной".

Прозрачность выиграет

"Требования имеют вполне понятную цель и направлены на решение большой проблемы, которая существует на финансовом рынке, а именно — повышение уровня его прозрачности, — говорит Иван Рыков, руководитель юридической группы компаний "Рыков групп". — Именно путем запутывания структуры владения, вообще сокрытием определенной информации многие мошенники на рынке финансовых услуг обманывают заемщиков, вводя их в заблуждение". С другой стороны, по его словам, инициатива является лишь попыткой ЦБ РФ повысить прозрачность финансового рынка: "Банк России может отвечать за информацию, если он ее проверит, а сейчас речь идет не о проверке достоверности информации, а просто о ее раскрытии, о некоем заявительном порядке ее предоставления".
Настороженное отношение участников финансовых рынков к нововведению ЦБ РФ связано еще и с тем, что вслед за требованием раскрыть собственников обязательно последуют и другие ужесточающие шаги. Например, заставить финансистов раскрывать более подробную отчетность, к затратам на составление которой МФО пока не готовы.
"Росгосстрах" выступает за информационную открытость, касается это деятельности компании или рынка в целом. Инициативу регулятора мы считаем совершенно адекватной современным требованиям и поддерживаем, — заявили "ДП" в пресс–службе страховщика. — Как законопослушная компания и тем более ПАО (а это еще и особый, расширенный стандарт раскрытия) мы публикуем всю информацию на нашем корпоративном сайте, а также в форме официального раскрытия через соответствующие СМИ. Любая регулирующая инстанция по мере развития рынка обновляет свои требования к участникам, инициирует те или иные новации, в том числе в интересах потребителей. Положение Банка России № 622–П действует с 2018 года, сейчас ЦБ лишь внес некоторые изменения. Мы выполняли и будем выполнять его. Никаких особых дополнительных усилий не потребуется. По сути, речь идет о том, чтобы предоставить регулятору и по необходимости обновлять данные о компании, что мы и так делаем постоянно.
Чтение информации о деятельности компании, в том числе о структуре собственности, безусловно, требует определенных знаний, в том числе в сфере финансов в целом и в сфере страхования в частности. При этом мы полагаем, что раскрываемой сейчас информации более чем достаточно для того, чтобы заинтересованный потребитель, даже несмотря на большой объем данных, мог узнать все необходимые ему сведения о деятельности компании. Что касается ретроспективных данных, то это вопрос к регулятору".

В контексте

Раскрытие основных собственников приведет к персонификации финансовых услуг. Люди будут брать микрозаймы и страховаться не у абстрактных ООО "Толиссудатолизайм" и ПАО "Защитисебясам", а у конкретного Сидора Петровича Иванова.
Среди прочей информации, которую регулятор требует у участников рынка, будут сведения о лицах, "под контролем или значительным влиянием которых" находятся данные организации. Любопытно будет выяснить, кстати, что у одного и того же гражданина под контролем одновременно и банк, и пара страховых компаний, и УК, и десяток–другой МФО.
Впрочем, что касается крупных игроков, подобная информация давно не является секретом. К сожалению, она обычно никак не уберегает от финансовых потерь, ведь если человек не скрывает информацию о своей причастности к тем или иным финансовым организациям, то это означает лишь то, что до сих пор заметных пятен на его репутации нет. То есть польза от раскрытия сведений о собственниках если и будет, то чисто гипотетическая: пожалуй, бывшим хозяевам рухнувших финансовых контор станет чуть хлопотнее и дороже вернуться на знакомый рынок под маской нового бренда. А вот тем, кто впервые замышляет вывод активов и банкротство своей фирмы, эти планы строить по–прежнему ничто не помешает.
Финансисты, наверное, правы в том, что раскрытие информации о владельцах фининститутов вряд ли повлияет на выбор потребителя. Однако это мнение не учитывает полетов маркетинговой мысли, спровоцированных новой прозрачной реальностью.
Ведь если собственнику компании нет смысла больше прятаться, так, может, его образ есть смысл использовать при продвижении ее услуг? Вот, к примеру, перед глазами есть удачный опыт Олега Тинькова, который после пива и ресторанов банк тоже взялся продвигать с помощью своей яркой харизмы, в чем и преуспел.
Другое дело, что иногда фронтменом той или иной финансовой организации выступает вовсе не собственник, а топ–менеджер. Скажем, Сбербанк олицетворяет его президент и председатель правления Герман Греф, а ВТБАндрей Костин, занимающий аналогичную должность в нем. А вовсе не чиновники, хотя подконтрольны эти два крупнейших в стране банка государству.
Есть, конечно, на пути креативных маркетинговых ходов и подводные камни. Публичная фигура всегда на виду, и любое неосторожное высказывание или неблаговидный поступок ляжет несмываемым пятном на бизнес. Топ–менеджера в крайнем случае можно уволить и таким образом очиститься. А вот бенефициару будет труднее отделить свой образ от компании.
С регуляторной точки зрения МФО и так обязаны раскрывать информацию о лицах, оказывающих существенное влияние на деятельность организации. В случае если МФО раскрывает ее в ограниченном составе или объеме, она обязана направить в ЦБ РФ уведомление, содержащее информацию, которая не раскрывается. Говоря простым языком, формально регулятору компании и так эту информацию должны раскрывать. Поэтому не думаем, что МФО столкнутся с какими–либо трудностями в этом вопросе. Часть МФО не имеют собственных сайтов, и в этой связи раскрытие на единой площадке регулятора будет удобным как для компаний, так и для потребителей. И то, что информация станет публичной, безусловно, полезно для инвесторов. Вместе с тем с точки зрения заемщиков, ориентирующихся при выборе продукта в первую очередь на его параметры — ставку, сроки, суммы, во вторую — на репутацию самой компании, не до конца понятно, чем именно публикация информации о собственниках будет полезна. Ни для кого не секрет, что есть случаи (и далеко не только на рынке МФО), когда реального собственника в таких документах не найдешь. Поэтому на данном этапе достаточно сложно оценить, насколько именно мера будет способствовать защите прав и интересов потребителей финансовых услуг и повышению прозрачности деятельности фининститутов.
Елена Стратьева
Директор СРО "Мир"
Можно только приветствовать решение Банка России, поскольку оно на порядок повышает прозрачность российского финансового рынка и репутацию его участников. Что касается процедурной стороны — было бы лукавством говорить, что это потребует от финансовых организаций дополнительных трудовых или ресурсных затрат. Но, боюсь, затраты будут немного в другой области — ряд компаний постараются "переписать" акции на других лиц, поскольку могут "всплыть" случаи, когда собственники имеют судимость, "опыт" банкротства, уголовного преследования и т. п.
Ян Арт
Эксперт компании Xcritical и комитета Госдумы по финансовому рынку, член банковской комиссии РСПП
Решение ЦБ РФ должно принести двойную выгоду: с одной стороны, любой заинтересованный сможет найти всю необходимую информацию на сайте регулятора. При этом для бизнеса данная инициатива является отличной возможностью повысить к себе доверие. С другой стороны, на сайте регулятора есть возможность проверить информацию о лицензиях, так что в какой–то степени новые требования можно назвать излишними. В условиях масштабной автоматизации процессов существенного увеличения нагрузки как на сотрудников организаций, так и на ЦБ РФ ожидать не стоит.
Геннадий Николаев
Эксперт Академии управления финансами и инвестициями