Виктория Бабаева Все статьи автора
31 мая 2020, 13:06 36869

Выжившие позавидуют мёртвым: что ждёт российский авторынок после пандемии

Фото: Сергей Коньков/ТАСС

Российский авторынок прежде не сталкивался с таким кризисом. В апреле 2020 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в стране упали сразу на 72,4%. В Комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) заявили, что "черный апрель" нанес сильнейший удар по ликвидности дилеров, а в среднесрочной перспективе — даже по их устойчивости". Некоторым такой спад действительно грозит сворачиванием бизнеса, а изменения в структуре рынка вполне могут дать толчок для полной перестройки отрасли.

Уйти и не вернуться

Апреля может быть достаточно, чтобы полностью убить авторетейл

Апреля может быть достаточно, чтобы полностью убить авторетейл

26158
Виктория Бабаева

Еще в январе аналитики и участники рынка прогнозировали, что объем продаж новых автомобилей в России по итогам года упадет до 1,5-1,6 млн единиц (в 2019 году, по данным АЕБ, было продано 1,76 млн машин). Предполагалось, что даже такое снижение приведет к сокращению общего числа дилеров в стране. Эпидемия COVID-19 и введенный в связи с этим режим ограничений усугубили ситуацию — по прогнозам консалтингового агентства PricewaterhouseCoopers авторынок России в этом году упадет на 29,8%, до 1,14 млн единиц.

"Эти 500-600 тысяч автомобилей, которых не досчитаются дилеры, могут и уже теперь однозначно будут стоить жизни не одному десятку дилеров. Я бы прогнозировал что уже к началу следующего года останется менее 3000 дилеров в России", — считает директор компании Gruzdev-analyze Александр Груздев. На 1 мая этого года, согласно данным Russian Automotive Market Research, в России насчитывается 3 333 центра продаж новых легковых автомобилей.

Улучшить положение дилерских предприятий и российского автопрома могут государственные программы по стимулированию спроса, считает генеральный директор холдинга “Аларм Моторс”Роман Слуцкий. "Необходимы мощные программы поддержки по trade-in, по кредитам, причем с более широким охватом аудитории, чем у программ "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль", — рассказал Роман Слуцкий. По его словам, напрямую от государства в этом году будет зависеть продажа около 150 тыс. новых машин.

В правительстве РФ уже заявили о готовности выделить 25 млрд рублей на поддержку автопрома. Из этих средств на субсидирование кредитования будет направлено 7 млрд рублей, причем программу льготного автокредитования решили распространить на медицинских работников и на семьи с одним и более несовершеннолетними детьми.

Но несмотря на господдержку, кто-то уже сейчас подумывает о закрытии автоцентров. "Лучше закрыться сейчас, пережить кризис, а потом через пару лет купить еще что-то", — считает директор по развитию "Аксель Групп" Игорь Седов. Но будет ли шанс открыться спустя время, неизвестно, поскольку производители сегодня слабо заинтересованы в расширении дилерских сетей и сами переживают непростые времена.

"Те, кто закроются в этом году, вероятно, уже не откроются никогда, и на замену им никого искать не будут, потому что дилеров в стране хватает", — рассказал аналитик авторынка JATO Dynamics Сергей Баранов. Он отметил, что в дальнейшем российский авторетейл ждет консолидация, так как мелкие дилеры "не имеют возможности выживать в трудных условиях".

Онлайн на горизонте

Фальстарт за фальстартом. Интернет-продажи автомобилей пока буксуют

Фальстарт за фальстартом. Интернет-продажи автомобилей пока буксуют

7395
Виктория Бабаева

Развитие дилерской сети для автопроизводителей перестало быть настолько же важной задачей, как это было еще несколько лет назад. Особенно хорошо тенденция проявляется на Западе, но и в России многие компании уже пробуют продавать машины напрямую, минуя дилеров. "Доля прямых продаж от производителей будет расти однозначно, и по многим компаниям это заметно сейчас. У кого-то это продажи специальных комплектации, у кого-то – возможность заказать машину по особой цене", — заявил Сергей Баранов.

Среди последних новостей: в мае компания "GM Россия" объявила о запуске на российском рынке сервиса онлайн-бронирования автомобилей Chevrolet, сумма предоплаты составляет 30 000 рублей. Месяцем раньше Ульяновский автозавод (УАЗ) сообщил о запуске услуги онлайн-продаж своих машин. После выбора авто договор купли-продажи отправляется клиенту на личную почту, и покупатель может как внести предоплату, так и полностью оплатить покупку автомобиля по полученным реквизитам. В онлайн часть услуг также перевела компания "BMW Group Россия" — выбор модели и комплектации, расчет и одобрение кредита, оценку автомобиля с пробегом в рамках trade-in.

Аналитики рынка отмечают, что хотя попытки в сторону прямых продаж есть, пока что это в основном носит характер эксперимента, и коммуникация с клиентом у производителей налажена еще слабо. "В среднесрочной перспективе, множество различных решений, IT-платформ смогут предложить продажу автомобилей онлайн. Конечно, где-то это будут делать производители напрямую, но в краткосрочной перспективе развитие различный онлайн-услуг будет происходить в большей степени за счет дилеров. Именно они станут первопроходцами в продажах автомобилей онлайн", — считает Александр Груздев.

Кто-то из российских автодилеров уже наладил продажи автомобилей через интернет, но пока это не сравнится с масштабами продаж автомобилей в оффлайне. Петербургская компания "Максимум" отчиталась, что за первый месяц работы их проекта по онлайн-продажам Carmart было забронировано 24 автомобиля. Больше половины этих машин новые, остальные – автомобили с пробегом. Другие автодилеры города рассказали "ДП", что у них механизм онлайн-продаж также налажен, но объемы реализации остаются слишком низкими.

Основной проблемой на пути к развитию онлайн-продаж автомобилей в России является восприятие клиентов, хотя технологических препятствий для осуществления покупки через интернет практически не осталось. Автомобиль по-прежнему является слишком дорогим приобретением, клиентам важно увидеть товар до покупки и подробно изучить его. Кроме того, расставаться с деньгами в онлайн-режиме многие еще не готовы, к тому же далеко не у всех на банковских картах хранятся необходимые для покупки машины суммы.

"В России онлайн-направление будет развиваться не быстро. Нужно учитывать менталитет людей, и все онлайн-процессы, возможность онлайн-оплаты, распространенность платежных карт и доступность денег на этих картах", — считает Сергей Баранов.

А нужен ли дилер?

Прямая связь между производителем и клиентом уже начала налаживаться, тренд будет лишь усиливаться, но в любом случае на это потребуется время. Одномоментно отказаться от дилеров импортеры не готовы. "В автобизнесе система выстроена по вертикальной схеме. Дилер гарантирует выкуп товара, который производится. И на таких условиях бизнес существовал более 100 лет. Цифровая эпоха и электрическая мобильность подтолкнули к изменению этой системы. Пока что производители не могут работать без нас, им по-прежнему нужна гарантия сбыта автомобилей через дилерскую сеть, но лет через пять ситуация может измениться кардинально", — рассказал Игорь Седов.

Производители стремятся к экономии средств, особенно в условиях, когда новые разработки в электрическую мобильность, автономное вождение требуют многомиллиардных вложений. С этой целью еще в 2019 году BMW и Daimler подписали соглашение о долгосрочном стратегическом сотрудничестве в сфере развития автоматизированного вождения, а также автоматизированной парковки. Еще одна сделка, слияние Fiat Chrysler Automobiles и Group PSA, должна обеспечить экономию компаниям в размере около 3,7 млрд евро в год. Кризис стремление к сохранению лишних расходов лишь укрепит, а значит, и затраты на поддержание дилерской сети тоже в ближайшее время будут пересматриваться в меньшую сторону.

"В долгосрочной перспективе мы увидим и увеличивающиеся количество клиентов и производителей автомобилей, коммуницирующих друг с другом напрямую. Будет больше именно онлайн-продаж, совсем без визитов в дилерские центры и прочего. Различные сервисы подписок, где основным становится продажа мобильности, а не владение автомобилем также будут получать свое развитие и в перспективе 5-10 лет будут иметь уже очень приличный вес", — считает Александр Груздев.

Психологический барьер клиентов удастся преодолеть за счет того, что доверие к производителю чаще всего выше, чем к дилерам. К тому же основная часть потребителей в будущем будет приходиться на людей поколения Y и Z, которые к онлайн-покупкам относятся с большим доверием, чем клиенты более старшего возраста.

Единственное, что не изменится даже несмотря на переход на электромобили — это обслуживание, сервис и ремонт машин, считают опрошенные "ДП" эксперты. По мнению Александра Груздева, крутящиеся элементы в автомобилях в любом случае будут требовать смазки, ремонта замены, и какой бы не была модель потребления, сервис будет необходим. У дилеров и так сегодня существенную часть доходов формирует именно сервис, а также направление продаж автомобилей с пробегом, и эта роль после кризиса за ними лишь закрепится.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама