В контексте

Всякому петербуржцу приятно считать себя особенным. С особым менталитетом, непостижимым для московских воротил. (Тут важно не перепутать: именно менталитетом, а не духовностью.) Что мы вот такие нордические дети болот и немножечко скал, сочиненные царским указом и не потопленные по забывчивости шведами.

И то, что Москва опробует на себе и легко экспортирует в любой другой регион, тут не приживается. У нас ампир с классицизмом прямой поставкой из Римской империи и наполеоновской Франции, а не всякие ваши рокко–барокко. Некоторая доля правды в этом, наверное, есть.
Но гораздо большая доля правды в том, что мы отстаем от Москвы. Не только по тем направлениям, отставать по которым считается у нас незазорным и даже почетным (деньги и карьера). Не только там, где привыкли видеть себя вполне конкурентоспособными (наука и ее практическое применение). Но и официальный статус культурной столицы по факту уже давно успешно оспорен Москвой.
Конечно, у нас Эрмитаж, Русский музей и Росси с Кваренги, но культурная–то жизнь происходит в столице. Наука и культура идут к деньгам, а могущие жить без них гениальные писатели–алкоголики, наше единственное спасение, куда–то перевелись.
В общем, в данном случае — полная победа Маркса над Шопенгауэром и экономики над волей. Жителей вроде и много, спрос должен быть большим, но низкая в сравнении с Москвой платежеспособность населения не привлекательна ни для какого бизнеса, кроме торгующих дешевыми продуктами ретейлеров (по части которых мы впереди всех). Ни для дорогих ресторанов, ни для организаторов модных культурных событий, ни для торгующих эксклюзивными вещами магазинов.
И дело не только в деньгах.
Москва забирает самых активных, деловых, решительных и смелых. Тех, кто не остановится ни перед какими трудностями для достижения своих целей и перешагнет через любые преграды. Союз денег и амбиций творит чудеса.
К огромному счастью для нас, бескомпромиссные вымываются отовсюду — не только из бизнеса, культуры, науки, но и из государственного управления. Поэтому в Петербурге нет пропусков для отошедших от дома более чем на 100 м, а за нарушение карантина не штрафуют не только тех, кто лежит в реанимации, но и вообще никого.
И, наверное, это стоит "Артплея" и всех китайских грамот. Как говорил недавний юбиляр: если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря.