Архитектура влияния

 

Несмотря на все объективные сложности, с которыми СМИ столкнулись во время пандемии, "ДП" продолжает придумывать и делать для вас новые проекты. Сегодня, в День рождения Петербурга, мы представляем наш первый Архитектурный рейтинг. Уже сейчас можно сказать, что он вызывал большой интерес — у властей, у профессионального сообщества и у рекламодателей. А значит, эта история обязательно будет иметь продолжение.
Ведь нет смысла говорить о важности архитектуры для человечества вообще и для Петербурга в частности. Это понятно. Имеет смысл говорить об угрозе, которая от нее исходит. Она состоит в том, что архитектура, по крайней мере в рамках человеческой жизни, вечна. Ее вечность обусловлена ее дороговизной.
Все просто: построить дом довольно дорого. Поэтому, раз построив, этот дом, скорее всего, не снесут — в лучшем случае обдерут фасад и приделают новый либо надстроят. Если дом ужасный, он будет всю нашу жизнь стоять у нас перед глазами и портить собой окружающую среду. Чем больше он по размерам — тем большая площадь окружающей среды будет подвержена его негативному влиянию. Если это не просто ужасный дом, а ужасный квартал или район, перегруженный квадратными метрами, несбалансированный по своим функциям, не обеспеченный инфраструктурой, он будет негативно влиять на весь город. Не только тем, что провоцировать на соседних территориях пробки, преступность, бедность, дурное настроение и т. д. Но и тем, что сам будет частью города. Чем большая часть города состоит из плохих территорий, тем, соответственно, хуже весь город.
Что самое ужасное — с этим ничего или почти ничего не сделать. Если коррупционер украдет деньги, можно заработать новые. Если ВРП региона вдруг начнет падать, при изменении внешних условий он вырастет. Если писатель напишет плохую книжку, ее можно не читать, а почитать хорошую книжку другого писателя. Однако если некий конгломерат лиц — застройщиков, архитекторов, профильных чиновников — построит плохой дом или плохой район, они вторгнутся в нашу жизнь и останутся с нами навсегда.
Поэтому архитектура и, шире, градостроительство сегодня — это не только про то, как построить красивый дом, благоустроенный квартал или разбить хороший парк. Это и про то, как не позволить жадности и некомпетентности сожрать Петербург.
Насколько сегодняшнему архитектурному сообществу удается противостоять этой угрозе — вопрос вкуса. Наверное, можно было бы и лучше. Но, с другой стороны, были времена и гораздо худшие.
Поэтому мы в "Деловом Петербурге" считаем вопросы градостроительства и архитектуры одними из важнейших в жизни города и уделяем им пристальное внимание. Это не узкоотраслевая история, а настоящая res publica. Мы не просто освещаем процессы, мы влияем на них, имея на это право не как журналисты, работа которых требует беспристрастности, но как жители города. В рамках res publica.
Наш Архитектурный рейтинг, подготовленный главным образом усилиями редактора Антона Мухина и журналиста Вадима Кузьмицкого, — это не только оценка и констатация текущей ситуации, но и лаборатория идей — что делать дальше. Мы предложили ведущим городским архитекторам поделиться своими мыслями на этот счет от первого лица. Потому что лучшая защита — это нападение, и лучший способ противостоять угрозе деградации — иметь представление о путях развития.