Гулять команды не было. Когда Смольный введет цифровые пропуска в Петербурге

Автор фото: Ермохин Сергей
Плакат с изображением поэта Иосифа Бродского на одной из улиц в Петербурге.
Информация некоторых СМИ о "скором введении" в Петербурге карантина по московскому сценарию подтверждения практикой не нашла. Тем не менее она взбудоражила город. По информации "ДП", подготовка к такому сценарию действительно ведется, но его рассматривают среди нескольких прочих. Собеседники "ДП" говорят, что власти решили не торопиться и будут ориентироваться по ситуации: если лавинообразного роста числа заболевших не случится (или если из Москвы не поступит неожиданный приказ), обойдутся без крайностей.
Впрочем, официально в Смольном ситуацию не комментируют. Зато не стал отмалчиваться зампред областного правительства Дмитрий Ялов.
"Мы уже около 2 недель в диалоге с Петербургом по этому поводу. Пока мы считаем, что торопиться с этим не нужно. При этом, конечно, ситуация может поменяться. Если такое решение будет принято, то это однозначно QR–коды, тут без вариантов", — заявил он во вторник.
По данным "ДП", в этом вопросе город действительно пойдет по московскому пути и внедрит собственную платформу для контроля передвижения горожан. Ее уже разработал Информационно–аналитический центр (ИАЦ), подведомственный комитету по информатизации и связи. Предполагается, что она будет интегрирована в созданную ранее тем же центром систему "Госуслуги Санкт–Петербурга", в которой сейчас можно, например, записаться к врачу или оплатить налоги.

Нет сквозного решения

Пока что единственной альтернативой собственной разработке был федеральный сервис "Госуслуги Стопкоронавирус", который выдает QR–коды для выхода из дома, а также должен упрощать таможенный контроль для прибывших из–за рубежа. В Москве от него отказались в пользу собственной разработки. Так же поступают и в других регионах Северо–Запада. Например, в Череповце два приложения были созданы в партнерстве с it–специалистами "Северстали" и "ФосАгро".
Получается, каждый регион наскоро разрабатывает свой софт, а сквозного решения нет, констатирует генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком"Юрий Брюквин.
"Созданные разработки не выдерживают критики, они были сделаны “на коленке”, в итоге деньги потрачены, а проблем только прибавилось, это больше смахивает на имитацию деятельности, чем на реальные меры", — говорит Брюквин. Создавать единый сервис, по его мнению, было бы логично на базе Госуслуг.
Брюквин в целом считает уровень развития государственных ИТ–систем низким. Ресурсы то и дело дают сбой, а в случае с некоторыми платформами и вовсе кажется, что выдают ошибку чаще, чем работают в штатном режиме.
"Внедрение отечественного софта — зачастую пиар; госорганы и госкомпании с большим трудом переходят на отечественное ПО, поскольку у него есть проблемы совместимости и масштабируемости", — говорит он. В пример можно привести и системы онлайн–образования, которые не выдерживают нагрузок, и историю с платными парковками Петербурга, когда штрафы за нарушения не выписывались несколько лет из–за нестыковок в законодательстве.
С этим мнением не согласен директор Регионального общественного центра интернет–технологий (РОЦИТ) Сергей Гребенников, который считает, что потенциал отечественного ИТ–сегмента довольно высок, а сбои в работе подобных систем — норма при увеличенных нагрузках. "Большая часть ИТ–систем в том или ином виде уже существует. С точки зрения разработки я не вижу сложных задач, которые в режиме чрезвычайной ситуации нельзя было бы решить", — разделяет оптимизм Павел Смольников, генеральный директор компании Teleitems.
"Прежде чем вводить подобные инструменты, необходимо продумать, каким образом это контролировать, — говорит генеральный директор аналитического агентства Telecom DailyДенис Кусков. — В первый день в московском метро образовалась толкучка, кто хотел заразиться — у того получилось. Петербургу повезло, что он гораздо меньше Москвы. Но нужно понимать, каким образом люди смогут оперативно предъявлять QR–код".
Кстати, в столице после случая с толпой в метро исправились, проверять пропуск на входе запретили, и подобных проблем больше не возникало. Но ситуацию с контролем приходится решать на ходу. Так, стало известно, что мэрия Москвы намерена закупить 10 тыс. смартфонов для проверки цифровых пропусков. В Петербурге с дефицитом техники на складах уже сталкивались, когда потребовались планшеты для обучающихся на удаленке школьников.

А это вообще законно?

Не все понятно и с правовой стороной. Специалисты не исключают исков по оспариванию выписанных штрафов со ссылкой на Конституцию и свободу передвижения. Юрист адвокатского бюро "Качкин и партнеры" Андрей Алексейчук отмечает, что в отдельных случаях привлечение к ответственности может оказаться бездоказательным — тогда шансы на обжалование штрафов в суде будут достаточно высоки. По его словам, некоторые перспективы представляет и обжалование автоматически выписанных штрафов (например, по камерам ГИБДД). Точность видеонаблюдения может оказаться невысокой, поэтому возможны случаи, когда горожан будут привлекать к ответственности по ошибке.
При этом у IT–экспертов больше всего вопросов вызывает использование персональных данных граждан. Так, учредитель АНО "Информационная культура" Иван Бегтин обращает внимание на то, что сбор данных наносит угрозу их приватности. Использовать такую информацию вряд ли будут в благих целях, отмечает эксперт. Через месяц–два пандемия стихнет, а данные останутся. "Для чего их применять — придумают, они подойдут для контроля за гражданами под домашним арестом. Если раньше полицейскую функцию выполняли силовики, то теперь ее примет Минкомсвязи, а электронные браслеты обрастут в новую форму", — опасается он.
Юрист Андрей Алексейчук указывает, что весь правовой инструментарий для сбора информации есть. Так, законодательство о персональных данных предполагает их обработку для оказания государственных и муниципальных услуг, какой является и выдача цифрового пропуска.
Госдума тоже не сидит без дела. 17 апреля во втором чтении был принят законопроект "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ". Документ, внесенный кабинетом министров, определяет структуру сервиса, который будет включать в себя полную информацию о каждом гражданине страны — от появления на свет до кончины.
Чтобы собрать много данных о горожанах и использовать их в дальнейшем, у города и государства достаточно других источников, например карта для проезда в метро. Нагрузку на транспорт можно посчитать по ее показаниям и по камерам. Ключевой момент: данные, которые собираются в экстремальной ситуации, неприменимы для любого другого случая. Сейчас население ведет иной образ жизни, чем обычно. По пропускам можно будет только получить матчинг ФИО горожанина на его поездку, это совершенно не пригодится, скажем, для улучшения городской инфраструктуры. Сам матчинг пользы никакой не несет, а вот утечка таких данных несет существенную угрозу.
Алексей Чернобровов
Консультант По Data Science И Монетизации Данных
Портал по приему заявок был перегружен в первые дни. Это понятная ситуация, система не была ориентирована на подобные пиковые нагрузки, профиль которых затруднительно спрогнозировать при принятии решений за несколько дней. В Москве система оказалась не готова, но ее довольно быстро оптимизировали. Как будет обстоять в Петербурге, зависит от компетенций разработчиков и нагрузочного тестирования. Информация о перемещении людей может быть интересна для оптимизации транспортных маршрутов. Коммерческий транспорт в Петербурге с июля планировали отменить. Возможно, собранные данные помогли бы в проработке новых маршрутов для городского транспорта, поскольку многие жители в карантин все равно вынуждены ходить на работу.
Алексей Смирнов
Генеральный Директор ООО "Профископ"