Неизбежная удалённость: девелоперы массово переходят на дистанционные сделки

Автор фото: Сергей Коньков

Карантин ускорил внедрение дистанционных продаж у застройщиков. На них перешли все основные участники рынка, но степень интегрированности оказалась разная — в одних компаниях можно не отходя от компьютера провести сделку полностью, в других договор отправят на такси.

Покупатели связываются с менеджерами продаж по телефону, Skype, Zoom и т. д. Нюансы покупательских предпочтений проявляются и здесь: кому-то важно видеть собеседника в лицо, другие предпочитают телефон или вовсе текстовую переписку. Большая часть продаж идёт через сервисы Сбербанка, в частности "Дом.Клик".
"Мы работаем с сервисом безопасных расчётов (СБР) и системой электронной регистрации (СЭР) от "Дом.Клик". Переход на дистанционные продажи прошёл без сложностей. Нюансы касались лишь настройки процессов", — говорит Сергей Мохнарь, директор департамента недвижимости ГК "ПСК". Впрочем, подписание договора с застройщиком происходит у клиента дома. В назначенное время оригиналы привозит курьер.
"Первая сделка с дистанционным оформлением прошла 2 апреля. В настоящее время мы провели уже более 50. С 28 марта количество онлайн-бронирований выросло в 4 раза по сравнению с предыдущим месяцем", — подсчитала заместитель председателя правления холдинга Setl Group Наталья Луговская.
"По итогам марта больше 50% сделок в компании пришлось на онлайн-магазин, сейчас в дистанционный режим переведены все сделки", — рассказывает Анжелика Альшаева, генеральный директор агентства недвижимости ГК "КВС".
"Порядка 30% наших покупателей — из регионов России, а также стран Европы и США. Именно поэтому мы уже давно запустили дистанционные продажи, а также наладили электронную регистрацию", — поясняет Марина Сторожева, директор по продажам комплекса апарт-отелей VALO.
Однако не вся инфраструктура позволяет взаимодействовать с клиентом онлайн, говорят участники рынка. "В частности, банки пока не готовы подписывать ипотечные сделки в электронном виде, без посещения клиентами их офиса. Мало кто из банков даёт возможность удалённого открытия аккредитива, не каждая сделка может быть зарегистрирована с помощью сервиса электронной регистрации", — сетует Виктория Левина, начальник отдела продаж компании "ЮИТ Санкт-Петербург".
Помимо объективных ограничений, имеется также и вопрос доверия клиентов к цифровым инструментам. "Основная сложность, с которой мы столкнулись, — это отсутствие у большинства покупателей недвижимости опыта заключения онлайн-сделок. Как следствие, некоторые клиенты сомневаются в безопасности такого формата, многие ошибочно думают, что это неудобно. Но именно таким образом уже несколько лет приобретают квартиры наши региональные покупатели, и мы понимаем, что людям просто нужно время, чтобы привыкнуть к новому формату", — полагает руководитель отдела продаж холдинга "Аквилон Инвест" Егор Фёдоров.
Рынок в целом двигался в сторону минимизации числа поездок покупателей в офис продаж. "Через некоторое время подобные сделки стали бы привычным делом. Карантин лишь подтолкнул рынок и ускорил внедрение системы", — уверен Дмитрий Михалев, руководитель службы по работе с госорганами "СПб Реновации".