Тяжело, но прибыльно. Как сервисы доставки пережили первую выходную неделю

Автор фото: Сергей Ермохин

Эта неделя стала проверкой на прочность для всего российского фудтеха. Компании сообщили, что суммарный спрос на доставку в Петербурге увеличился на несколько десятков процентов, а в некоторых районах города и на все сотни.

Данные, которые предоставили dp.ru фудтех-компании, показывают, что предпочтение онлайн-покупок у петербуржцев начинает расти. Люди заказывают из дарксторов уже не просто еду, но и нужные в хозяйстве вещи — бакалею, бытовую химию, туалетные принадлежности и т. п.
Из-за резко подскочившего спроса начало недели выдалось для фудтеха особенно тяжёлым, что отчасти отразилось на скорости доставки. Подробнее рассказывает dp.ru.

Трудный старт

У iGooods по сравнению с предыдущей неделей спрос на доставку в Петербурге c 30 апреля по 3 марта вырос почти в 4 раза, рассказал основатель сервиса Григорий Кунис.
"Люди продолжают запасаться продуктами и покупают товары длительного хранения (крупы, макароны, консервы). Такого ажиотажа, как в начале эпидемии, когда в заказах было по 10 кг гречи и 10 кг макарон, уже нет. Но люди всё ещё заказывают больше, чем обычно: средний чек вырос ещё на 8% за неделю и сейчас составляет около 5 тыс. рублей. Возможно, это связано с тем, что раньше клиенты докупали часть скоропортящихся продуктов в магазинах у дома, теперь такой возможности у многих людей нет", — рассказал он.
За первую нерабочую неделю в Петербурге средний чек в iGooods вырос на 8% и составил около 5 тыс. рублей. При этом после второго обращения президента в компании увидели рост спроса на доставку на 10–15%. Во время первого объявления спрос вырос в 10 раз в регионах и в 20 раз в Москве.
В начале недели iGooods пришлось нелегко. Спрос значительно опережал наращивание ресурсов компании. В результате сроки ожидания из некоторых торговых сетей достигали от нескольких дней до недели.
"Мы прикладываем все усилия, чтобы клиенты получили свои заказы как можно быстрее. Нанимаем дополнительных сотрудников, оптимизируем процесс сборки и доставки товара", — прокомментировал задержки Кунис.
В петербургском сервисе доставки готовой еды "Dostaевский" рассказали, что сейчас петербуржцы заказывают еду не просто во время проведения досуга, а из-за вынужденных обстоятельств, поэтому растёт спрос не только на продукты, но и на готовые блюда.
"Нам важно быстро реагировать и адаптироваться под потребности клиента в настоящих условиях. Сейчас возросло количество заказов именно на одну персону, а не на компанию людей. Мы пересматриваем, обновляем и вводим новые комбонаборы, чтобы каждый смог выбрать блюда как на большое количество человек, так и персонализированно", — отметили в компании.
Из готовых блюд петербуржцы по-прежнему чаще всего заказывают пиццу и роллы. А вот в Москве увеличился спрос на осетинские пироги и вегетарианские позиции. При этом средний чек немного уменьшился, потому что заказы делают не на компанию а персонализированно.

Изменение привычек

После ужесточения режима самоизоляции спрос на доставку продуктов в сервисе "Яндекс.Лавка" в Петербурге вырос на десятки процентов, по отдельным точкам — на сотни процентов. Покупают уже не товары длительного хранения, как это было 2 недели назад, а самые обычные продукты — овощи, фрукты, хлеб, молоко, яйца, воду.
"Очевидно, что пользователи не хотят выходить на улицу даже в магазин. Средний чек вырос вместе с количеством товаров в корзине. Это достаточно резкое изменение спроса, и понадобится некоторое время, чтобы к нему адаптироваться — увеличить закупки, пополнить товарные запасы", — отметили в пресс-службе "Яндекс.Такси".
Но в компании не ожидают дефицита. По их словам, высокий спрос практически никак не отразился на скорости доставки.
"Мы также начали подключать к "Яндекс.Еде" продовольственные магазины. Первым партнёром в Петербурге стала "Азбука вкуса". Сегодня доставка заработала из четырёх магазинов сети. Сборкой заказа будут заниматься сотрудники магазина. Курьеры получают заказы бесконтактным способом на специальной стойке.
Спрос на доставку еды из ресторанов сейчас сравним с наиболее популярными праздничными днями. Большинство ресторанов, которые вынуждены были закрыть залы, продолжают готовить на доставку в формате dark kitchen", — добавили в компании.
У петербургского сервиса экспресс-доставки товаров "Самокат" количество заказов увеличилось на 40%. У сервиса традиционно растут продажи бакалеи (25% заказов), мясной консервации, мучных продуктов и товаров для дома, но меняется и глубина заказов: увеличивается количество позиций, частота доставки. На этом фоне растёт и средний чек (более чем на 25% за неделю).
"На этой неделе мы протестировали систему преодоления пиковых нагрузок на сервис. Поэтому проблем с работой приложения "Самокат" сейчас нет. Курьеров хватает для выполнения всех заказов. Сейчас менее 20% заказов в "Самокате" доставляются с опозданием на 20–30 минут (при стандарте доставки 15–30 минут)", — рассказали в пресс-службе компании.
"Самокат" также провёл опрос среди своих клиентов в Москве и Петербурге и выяснил, что 39% петербуржцев в изоляции стали больше тратить на еду. Если до карантина люди обычно пользовались сервисами доставки продуктов время от времени, то сейчас большинство петербуржцев (86%) заказывают еду на дом раз в 2–3 дня. Это заметно и по продуктовой корзине.
Так, почти половина опрошенных (46%) признались, что стали готовить чаще. Сейчас домашнюю еду предпочитают 89% опрошенных. Некоторые (26%) даже заметили, что с переходом на самоизоляцию стали питаться правильнее. Регулярно пользуется доставкой из ресторанов только один из 10 респондентов. При этом 28% опрошенных признались, что на карантине они больше всего скучают по фруктам, бургерам и пицце (20%) и любимым десертам из ресторанов (19%). Для сравнения: москвичам в изоляции в первую очередь не хватает фастфуда.